О себе и времениИнтервью с Фаритом Фарисовым, председателем президиума Российской национально-культурной автономии татар Москвы

- Как повлияло детство на становление Вашего характера?

- Я родился в Казани, рано лишился отца, но Всевышний посылает трудности, чтобы человек стал сильней. В моей жизни было много мистических моментов, в которые я чувствовал присутствие отца. И хотя некоторые люди говорят, что нет жизни после смерти я каждой клеткой своего тела чувствовал обратное. Один из дедушек научил меня – ярого пионера, произносить «Бисмилляхиррахманиррахим». Мы жили в кооперативном доме и моя мать не смотря ни на что старалась поддерживать определенный уровень, поэтому она всегда работала на двух работах, так как только за квартиру нам приходилось платить больше 100 рублей в месяц – большие деньги по тем временам.

В детстве я много болел, лишь благодаря занятиям спортом мне удалось укрепить здоровье. С 4-го класса я начал заниматься баскетболом. Потом я пошел в легкую атлетику, так как это было очень интересно, и легкоатлеты ездили по разным городам на соревнования. До сих пор помню свою первую поездку в Лениногорск. Школьные предметы, которые мне нравились, давались мне легко.

Все лето я проводил в деревне, потому, что там можно было заработать. Я работал пастухом – пас стадо телят. Платили по тем временам большие деньги около 200 рублей. Работа оставила неизгладимые впечатления: разговоры с небом, неожиданные дожди, каждый день обед в другом дворе и тебя встречают как почетного гостя и в 12 лет это производит особое впечатление. Кстати, мало кто знает, что хлыстом коров бить нельзя, можно щелкать только воздух. В 1976 году летом я устроился на фабрику первичной обработки шерсти и заработал 120 рублей за месяц. Правда, устроиться на работу мне помогли друзья, так как на подсобные работы тогда брали с 14 лет, а мне еще было 13.

- Было ли обидно за то, что Вам приходилось работать в то время когда более обеспеченные Ваши сверстники отдыхали на каникулах?

- Сказать, что мне было обидно, что я вынужден работать в то время когда мои сверстники отдыхают, я не могу. Половину заработанных денег я отдавал матери, а остальное тратил на себя. Между прочим, мои обеспеченные сверстники тоже рвались работать, но их не пускали родители. В 14 лет мы уже разгружали вагоны, но настоящий переворот в жизни у меня произошел когда я устроился на НПО имени Ленина. Там я впервые столкнулся с тем, что называется «взрослая жизнь». Там со мной впервые стали разговаривать, как со взрослым. Но там я впервые вплотную столкнулся и с отрицательными сторонами жизни: видел, как пьют казенный спирт в обеденный перерыв и выносят с завода все что «плохо лежит». Я пытался протестовать против этого и даже, помню, пытался заявить начальнику цеха, что я этого не допущу. В то же время попался на моем жизненном пути один мудрый человек, который отсоветовал мне заниматься боксом, которым я тогда серьезно увлекался и имел уже первый разряд и посоветовал учиться, так как в жизни ценятся люди, которые умеют работать прежде всего головой, а не кулаками. И восьмой, девятый и десятый класс я закончил только с двумя четверками. В 1980 году я поступил в Казанский финансово-экономический институт на вечернее отделение. На вечернее поступил потому, что надо было работать. Распорядок дня у меня тогда был примерно одинаковый. Каждый день вставал в 6 утра и шел пешком семь километров до завода. Затем – 8-ая часовая рабочая смена. После нее – занятия в спортивной секции, а потом – на лекции в институт. Возвращался домой затемно. И на следующий день все снова по той же программе. В 1982 году я был призван в ряды Советской Армии. Службу проходил в Группе советских войск в Германии. Там я впервые почувствовал, какое у нас действительно многонациональное государство, ведь у нас в подразделении служили ребята со всего Советского Союза.

В 1984 году я вернулся домой в Казань и продолжил работать, заниматься спортом и учиться. Было тяжеловато, так как сложно было переключиться на мирную жизнь. У меня даже появились мысли взять академический отпуск, но один из моих друзей сказал, что это – проявление слабости. Нужно было сдавать сессию, пришлось взять себя в руки, и сессию я сдал на «хорошо». Студенческие годы считаются лучшими годами молодости – хотя ничего подобного больше испытать не пришлось. Жесткий график – работа, учеба, спорт не предусматривал никаких особых развлечений. В 1985 году мне пришлось пойти работать на колхозный рынок разнорабочим, так как тогда люди физического труда получали больше чем люди умственного труда. Тогда же я стал кандидатом в члены КПСС. Сейчас все, что было связано с коммунистической партией принято ругать, но ведь простые коммунисты – это были трудяги, люди высокой нравственности, призванные быть примером для остальных. Я впервые столкнулся с ними в армии – это были наш командир роты и замполит – очень принципиальные люди, которые не добивались чего-то для себя лично, а старались добиться справедливости во всем. Для меня настоящий коммунист – не Брежнев, а эти люди из народа.

В 1987 году после окончания института я поступил на работу в «Татбытпрокат». По тем временам это была организация, внедрявшая у себя передовые методы работы населением и перешедшая на хозрасчет. Начал я с должности простого приемщика, а в 1991 году был переведен на должность экономиста. Однако жизнь стала быстро меняться, и я понял, что мне необходимо второе высшее образование. У меня была давняя мечта – иметь юридическое образование и в 1993 году я поступил на юридический факультет Казанского Государственного университета. Нельзя останавливаться на достигнутом. Надо всегда двигаться вперед. Я продолжал учиться и в 1999 году в МЭГУ защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата юридических наук. С 1995 года я работал заместителем генерального директора ОАО «Комплексстрой» по экономическим и юридическим вопросам. В 1994 году я познакомился с муфтием Равилем-хазратом Гайнутдином. Первый разговор с ним был жестким. Равиль-хазрат прямо указал на то, что из-за слабой приверженности татар среднего возраста религии теряется идентичность татарского народа,историческая связь поколений, нация становится слабее. Тот разговор заставил меня многое пересмотреть в своей жизни. Хазрат дал мне ряд поручений, которые я выполнил и после этого у нас с ним установились доверительные отношения. Через полтора года я съездил в хадж. Все происходит по воле Всевышнего. На многое в жизни я теперь посмотрел другими глазами. Тем временем мой основной бизнес развивался в Москве. Я поступил на работу в ОАО «Комплексстрой». Эта организация строила дома в Подмосковье, перестраивала бывшие бомбоубежища в технические станции. Но в 2000 году в моей деятельности наступила резкая перемена. Еще до этого времени я за свои деньги поставлял гуманитарную помощь, медикаменты в Чечню и тогда познакомился по рекомендации Равиля-хазрата с Ахмад-хаджи Кадыровым, с которым у меня завязалась тесная дружба. В моем становлении как мусульманина он сыграл большую роль. Его честность бескомпромиссность и порядочность производили колоссальное впечатление. Если он что-то обещал, то всегда выполнял свое обещание на 100 процентов. После этого хотелось показать, что не только чеченцы такие хорошие, но и татары.

К чести чеченцев, они смогли пережить две войны и не сломаться как нация. Ахмад-хаджи в 1996-1997 годах один противостоял экстремизму. Он тогда напрямую заявлял арабским эмиссарам: «Поезжайте к себе домой и стройте там шариатское государство. Когда надо было воевать, вы финансировали войну. Теперь, когда надо восстанавливать разрушенное, вы не даете на это ни копейки». В 1997 году за Кадыровым пошла часть населения. Тогда еще никто и не говорил о контртеррористической операции. Это был сложный период не только в истории Чечни, но и в истории всех мусульман России. Тогда по всей России воровали людей и во всем обвиняли мусульман. Когда Кадыров получил предложение стать главой администрации Чечни, он предложил мне встретиться и обсудить его. Мы встретились с Равиль-хазратом и он поддержал Ахмад-хаджи и пообещал помочь всем, чем возможно. Кадыров попросил меня представлять интересы Чечни в Москве.

Какие проблемы Вам приходилось решать?

Приходилось думать буквально обо всем. Начал я с восстановления разного рода документации с целью обеспечения работы представительства министерства госимущества России в Чечне. Потом проводил подготовку к референдуму по выборам президента Чечни, а потом готовил выборы президента республики. Между референдумом и выборами я помогал миссии ОБСЕ в Чечне. Работать приходилось в тяжелых условиях. В Грозном еще происходили вылазки боевиков. Военные в большинстве своем не верили Кадырову.А ведь половина из тех, кто начинал работать с Кадровым погибли. Людей преследовали даже за то, что они выходили на контакт с представителями Кадырова. Сейчас, с течением времени все это позабылось. А ведь тогда люди даже галстук не надевали, потому что боевики расценивали это как вызов им и могли убить даже за это. У нас работали очень мужественные женщины, пережившие две войны, а потом когда они приезжали в Москву их здесь арестовывали и держали в «обезьяннике».

Как Вам, татарину, работалось среди чеченцев?

- Разница в менталитете, конечно, есть, но работать с Кадыровым было очень легко. Все было предельно ясно. Здесь помогала старая дружба. Я жил у него дома, отношение было очень радушное. Я рад, что мне в жизни выпало познакомиться с таким замечательным человеком. По работе часто общался с Хуссейном Исаевым. Он в то время возглавлял территориальное управление Мингосимущества. Потом он передал дела мне и возглавил Госсовет (впоследствии он погиб вместе Ахмад-хаджи в результате террористического акта). Территориальное управление впервые организовало сбор налогов в Чечне. Все было настолько четко организовано, что Счетная палата, которая проверяла эту деятельность, заявила, и это прошло через средства массовой информации, что в Чечне в 2003, 2004 годах никаких финансовых злоупотреблений не было. Это свидетельствует о том, что когда у власти был Ахмад-хаджи Кадыров никаких «откатов» в Чечне не было. Хотя в том числе и мне предлагали серьезные взятки за «освоение» тех или иных финансовых средств. Кстати, сам Кадыров категорически отказался переехать в Москву. Отказался прятаться за пределами республики. Он неискал легких путей. Он первый начал войну с зарубежными экстремистами, которые использовали религиозную риторику в политических целях. Он начал ее своим авторитетом муфтия. Он начинал с нуля и поначалу у него не было никаких вооруженных формирований. Многие не знают, как он говорил Путину, когда тот еще был премьером: «Я уже начал свою войну и у меня нет выбора: или я их, или они меня» и Путин может это подтвердить. Он ни о чем не просил российскую власть.

Что было после гибели Ахмад-хаджи?

- После гибели Ахмад-хаджи Кадырова и избрания Алу Алханова пришла новая команда. У нее уже были другие задачи. Рамзан Кадыров взялся просто небывалыми темпами за восстановление Чечни, от которых веяло прямо-таки дерзостью. Все планы восстановления Чечни был рассчитаны на три-пять лет, а он все сделал буквально за год. В Чечне сейчас работают парки, кафе, люди гуляют без всякой опаски, один из лучших аэропортов в Европе.

Не смотря на всю свою загруженность, Вы за эти годы сумели написать трилогию «Тайны татарского народа». Что Вас побудило взяться за перо?

Еще со школы меня коробило, когда нападение фашистов на нашу страну сравнивали с монголо-татарским игом. Первая книга стала ответом на эти ошибочные взгляды, с которыми я сталкивался в юности. Мне хотелось чтобы все знали, что монголы и татары – не фашисты. Книга получилась настолько удачной, чтопредставители татарской общественности попросили продолжить ее. Авторский коллектив с честью справился с поставленной задачей. Есть еще четвертая книга, но ее редакторы – теолог, историк-археолог и лингвист не смогли сойтись в едином мнении о том, что должно войти в книгу.

После этого у меня появилась мысль написать что-нибудь о великом булгарском государственном деятеле Кул-Гали, которого мы знаем в основном как поэта. В советское время его не культивировали, так как его политические взгляды, в частности то, что любой государственный деятель должен отвечать перед законом, так же как простой смертный и что дети правителей не должны учиться за границей, а прибывать у себя в стране не пользовались поддержкой власть имущих. Учитывая, что он был еще и духовным лицом, а некоторые называли его даже сеидом – потомком Пророка Мухаммада было понятно, что Советская власть не могла допустить, чтобы ее сравнивали вот с таким человеком. Эта книга актуальна тем, что знакомит читателей с неизвестными страницами истории, а кто не знает истории, тот не знает будущего. Да и сами татары должны знать своих героев, а все должны знать кто такие татары, кто такие булгары. Кроме этого приведу очень интересное совпадение – когда началась работа над этой книгой постановщикам балета «Кысса–и-Юсуф» – основного произведения Кул-Гали были присвоены три Государственные премии. Это – своеобразный знак, а знаки надо видеть. Книга уже готова и я надеюсь, что вскоре она выйдет в свет. Кроме этого я написал несколько материалов по своей работе в Чечне, когда собирал материалы для докторской диссертации, но после смерти Ахмад-хаджи руки не поднимаются закончить эту работу. Ведь я как будто потерял близкого родственника.

- Чем Вы занимаетесь в настоящее время?

- Сейчас для меня как для главы Попечительского совета Духовного управления мусульман европейской части России главное – строительство нового здания Московской соборной мечети и я рад, что такое строительство идет. Конечно очень много сложностей. Есть и противодействие со стороны, некоторых официальных лиц, в частности дирекции спорткомплекса «Олимпийский». Или, например нас попросили заплатить 380 миллионов рублей за документацию (!) о переносе трансформаторной будки с территории мечети на другое место. Однако опыт строителя мне помогает и, основываясь на нем я уверен, что мы выбрали надежную строительную кампанию, которая доведет строительство до конца. Кстати, деньги на строительство выделил бизнесмен Сулейман Керимов. Между прочим на строительстве работают мусульмане, поэтому здесь царит дисциплина, нет прогулов и пьянок.

Информация к новости

Комментарии


Мы в соцсетях