До вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) России, Казахстана, Беларуси и Армении среди широкого круга населения страны бурно обсуждался вопрос о состоянии трудовых мигрантов и что их ожидает в составе данного объединения.
Перспективы трудовых мигрантов Кыргызстана в составе ЕАЭС
Договор о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС был ратифицирован Россией 8 июля 2015 г., Казахстаном – 9 июля, Беларусью – 30 июня и Арменией – 16 июня. Вместе с тем острым остается вопрос о перспективах трудовых мигрантов, так как основная экономически активная часть населения республики (жители в возрасте от 15 лет и старше) задействована во внешних миграционных процессах. Последние десять лет рынок труда Кыргызстана характеризуется высоким уровнем экономической активности, которая сохраняется у мужчин.
По данным Министерства труда, миграции и молодёжи КР, ежегодный прирост экономически активного населения составляет в среднем 40–45 тыс. человек. Если в 2011 г. уровень экономической активности населения составил 64,2% (2 млн 243,7 тыс. человек), то в 2014 г. – 65% (около 2,5 млн человек) [1]. За последние годы рост численности населения в трудоспособном возрасте превысил рост занятости в два раза, что привело к дефициту рабочих мест и росту безработицы. По республике уровень официальной безработицы на 1 июля 2014 г. составил 2,3%, на 1 мая 2015 г. уровень общей безработицы составил 8,3%, на учёте в службе занятости состояло 92,6 тыс. человек [2]. Следует отметить, что официальный уровень безработицы ежегодно колеблется от 2 до 3 процентов. При этом разрыв между уровнем общей безработицы и официальной безработицы составляет более 5% (от 100 до 130 тыс. человек). Наибольшее количество безработных граждан отмечается в г. Бишкеке (40,8 тыс. человек), в Ошской (42,0 тыс. человек) и Чуйской (38,6 тыс. человек) областях [3].
В составе экономического союза система пребывания и трудоустройства кыргызстанских мигрантов на территории стран - участниц ЕАЭС осуществляется на основании трудового и гражданско-правового договора и регулируется статьями 96–98 раздела 26 Договора о ЕАЭС. Статья 96 определяет сотрудничество стран в сфере трудовой миграции, статья 97 – порядок деятельности граждан, статья 98 – права и обязанности трудящихся мигрантов [4]. Согласно Договору снимаются все ограничения по допуску на рынок труда, а также отменяется обязательное квотирование и разрешительные документы на трудовую деятельность, членам семьи мигрантов предоставляются бесплатная медицинская помощь и социальное обеспечение. Трудовой стаж мигрантов засчитывается в общий трудовой стаж, открываются трудовые книги для работников. Трудовые мигранты обеспечиваются равными правами в сфере пенсионного обеспечения и защиты пенсионных прав на территории всех стран ЕАЭС. В частности, на территории России кыргызстанцы могут находиться без регистрации в течение 90 суток, отменяется сдача экзамена (русский язык и история), прохождение медосмотра, они могут приниматься на работу без ограничения, имеют право на социальное и медицинское страхование. После трудоустройства на основе трудового договора в миграционной службе продлевается срок пребывания в России.
Трудовая миграция из Кыргызстана в Россию является массовым явлением. По неподтверждённым данным, в 2014 г. в России находились около 1 млн кыргызстанцев, половина которых получила российское гражданство. По данным социологического исследования, проведенного в 2010 г., 47% всех внешних трудовых мигрантов составляли молодые кыргызстанцы в возрасте 14–29 лет [5, 17]. По данным Федеральной миграционной службы России, на 20 января 2015 г. в России находились 544 956 граждан Кыргызстана [6], в 2014 г. – 585 тысяч. В последние годы отмечается рост количества детей до 17 лет, пребывающих на территории России, которые составляют 16% от общего количества мигрантов [7]. Несмотря на экономические трудности в России, большинство трудовых мигрантов не собираются возвращаться в Кыргызстан, в отличие от мигрантов из Узбекистана и Таджикистана, среди которых наблюдается массовый поток возвращения на родину.
После России экспорт рабочей силы Кыргызстана направляется в Казахстан, где, по различным оценкам, находятся от 50 тыс. до 100 тыс. человек, занятых, в основном, в земледельческом секторе (табачные и плодоовощные плантации). Вместе с тем в последние годы трудовые мигранты-кыргызстанцы заполняют рынок труда и в сфере услуг, строительной отрасли. На 9 июня 2014 г. в Казахстане оставались около 80 тыс. трудовых мигрантов [8], которые задействованы на сезонных сельскохозяйственных работах, работают по найму в сфере торговли на рынках крупных городов Казахстана.
Одной из форм современной миграции является нелегальная миграция, которую стимулирует спрос на дешевую рабочую силу со стороны стран-реципиентов. Трудовые мигранты из Кыргызстана трудоустраиваются в странах приема, в основном, по неофициальным каналам, нарушая тем самым трудовое законодательство, и, соответственно, находятся на нелегальном положении и в экономико-правовом поле не защищены. Нелегальные трудовые мигранты используются в качестве дешевой рабочей силы и подвергаются жестокой эксплуатации: низкая заработная плата, тяжелые условия работы, социальная незащищенность. По различным данным, около 60% кыргызстанцев неформально трудоустраиваются в странах-реципиентах.
По различным исследовательским прогнозам, в составе Евразийского экономического союза положение кыргызских трудовых мигрантов намного улучшится. Но, несмотря на многообещающие перспективы, необходимо обратить внимание на некоторые нюансы в отношении трудовых мигрантов. Согласно Договору о ЕАЭС члены организации должны соблюдать условия соглашения, в том числе трудовые мигранты обязаны знать и четко соблюдать законодательные нормы страны пребывания. В частности, при пересечении границы России трудовые мигранты обязаны указать цель въезда «работа» и встать на миграционный учёт по месту проживания или по месту пребывания в течение 30 дней с даты въезда. Мигрант, зарегистрировавшись в ФМС, имеет право находиться в России 90 суток, так как действие закона 90/180 не отменено. Если мигрант нигде не работает (или работает без договора), то он без выезда может находиться 90 дней. После ему необходимо выехать на 90 дней. В случае нарушения данного правила мигранту запрещается въезд. Если мигрант для вторичного въезда в Россию поменяет персональные данные в паспорте, то будет наказан по российскому законодательству. Вместе с тем отмена сдачи экзамена по языку не освобождает трудового мигранта от обязанности знания и умения говорить на русском языке.
Необходимо обратить внимание на то, что государства-члены ЕАЭС предоставляют трудовым мигрантам и членам их семей право бесплатной скорой медицинской помощи независимо от наличия страхового полиса и возмещения затрат, возникших в связи с этим. Однако здесь речь идет только о первой медицинской помощи, оказание же комплексных медицинских услуг для мигрантов не предусмотрено.
Тем не менее положение трудовых мигрантов из Кыргызстана на территории государств ЕАЭС в перспективе вполне благоприятно. У трудовых мигрантов появится возможность трудоустроиться, реализовать себя и финансово содержать своих родных и близких, тем самым поддержать экономику Кыргызстана. Притом что в настоящее время социально-экономическое положение Кыргызстана не позволяет республике самостоятельно решить проблемы в сфере миграционных процессов.

Роза Токсоналиева

Информация к новости

Комментарии


Мы в соцсетях