Евреи ДербентаРайон Дербента достаточно давно стал центром расселения евреев. Известно, что в 10 веке в княжестве Семендер к северу от Дербента было столь много евреев, что правитель из уважения к ним праздновал с ними субботу (так же как пятницу с мусульманами и воскресение – с христианами).

В 13 веке посланник французского короля Людовика IX Вильгельм Рубрук писал, что в окрестностях Дербента живет множество евреев. Одна из долин близ Дербента была, по-видимому, заселена главным образом евреями, и окружающее население называло ее Джухуд-Ката (Еврейская долина).

Поселение евреев в самом городе произошло в конце 18 века. Строится еврейский квартал – Еврейская слобода, появляются синагога (построенная богатыми купцами братьями Ханукаевыми) и еврейское кладбище. В 19 в. Дербент становится культурным и религиозным центром евреев Дагестана. В 1860-х в городе действовали три синагоги, к концу столетия их количество выросло дол пяти. Раввин Дербента стал главным раввином горских евреев Дагестана и Азербайджана. Один из раввинов Яаков Ицхаки первым провел перепись дагестанских евреев и опубликовал словарь языка джуури.

Росло и еврейское население города. К 1904 г. численность евреев возросла с нескольких сотен до 4000 человек. В этот момент евреи составляли треть от населения города. В основном речь шла о т.н. горских евреях, говорящих на своем особом языке джуури, но во второй половине 19 в. в городе начинают селиться и европейские евреи.

В Дербенте работали еврейские школы, в 1904 г. было открыто Горское еврейское училище, в 1904 -1919 гг. работал еврейский театр. Роль Дербента как центра евреев Кавказа подчеркнул тот факт, что в 1917 г. именно там прошел Всекавказский съезд горских евреев.

Рост еврейского населения Дербента продолжался и после захвата власти большевиками. В 1926 г.в городе жили свыше 6000 евреев, действовало 11синагог. В основном, рост численности происходил за счет притока горских евреев, живших в окрестных аулах, бежавших от ужасов гражданской войны. Впрочем, этих ужасов не избежал и Дербент. В 1918 г. захватившие город турецкие войска грабили и убивали евреев.

В 1920-х -1930-х годах в рамках проводившейся политики коренизации в городе действовали средние школы, еврейское отделение педагогического техникума, еврейское отделение коврового техникума, еврейские клубы, ликбезы, красные уголки. В 1928 - 41 гг. издавалась газета «Захметкеш» («Трудящиеся») на языке горских евреев. В 1934 г. в Дербенте появился горско-еврейский литературный кружок, а в 1936 г. — секция Союза советских писателей Дагестана. В 1935 г. в городе возникает существующий до сих пор еврейский театр. В окрестностях Дербента было создано почти два десятка еврейских колхозов. С другой стороны, власти осуществляли планомерное подавление религии – к концу 1930-х из 11 синагог действовала лишь одна. В1948 г. было отменено преподавание в школах на горско-еврейском языке.

В 1959 г. в Дербенте насчитывалось уже 12700 евреев. К 1970 г. эта цифра выросла до 14000, а затем началось ее снижение. Во многом этому способствовал масштабный выезд дербентских евреев в Израиль. Но и в настоящее время в городе живет несколько тысяч евреев.

С начала 1990-х в городе была восстановлена еврейская жизнь - созданы еврейский детский сад, воскресная школа. Построенная в 1914 г. синагога «Келе-Нумаз» была реконструирована. Сейчас в ней также действует Музей горских евреев Дербента.

Евреи Дербента воспринимаются остальными жителями города не как некие чужаки, а как часть многонационального города. Поэтому, когда в 2004 г. в синагогу Дербента бросили гранату, а в 2013 г. было совершено покушение на раввина, представители мусульманского духовенства выступили с резким осуждением этих акций. Власти регулярно поздравляют общину с еврейскими праздниками. Вот, к примеру, поздравление мэра города Имама Яралиева к празднику Песах в нынешнем году:

«Дорогие земляки!

Сердечно поздравляю всех дербентских евреев с праздником Песах.

Этот особо почитаемый в иудаизме праздник отмечается в память о событиях глубокой древности – освобождении еврейского народа от рабства и обретении ими десяти заповедей, которые стали достоянием всего человечества и легли в основу общепризнанных моральных норм и ценностей.

Сегодня успешное развитие нашего города напрямую связано с защитой прав и свобод граждан, сохранением культурного и религиозного разнообразия всех проживающих здесь народов. Еврейская община Дербента активно сотрудничает с администрацией города в решении этих задач, вносит свой вклад в расширение межконфессионального диалога и укрепление общественного согласия.

В эти светлые дни желаю всем праздничного настроения. Пусть этот праздник принесет в каждый дом и каждую семью мир, согласие, любовь и счастье!

Глава городского округа «город Дербент» И.Яралиев».

Семен ЧАРНЫЙ

Информация к новости

Комментарии


Мы в соцсетях