Ученые впервые наблюдали, как ранняя Вселенная движется в чрезвычайно медленном движении, раскрыв одну из тайн расширяющейся Вселенной Эйнштейна
Nature Astronomy: время в ранней Вселенной текло в 5 раз медленнее

Общая теория относительности Эйнштейна означает, что мы должны наблюдать, как далёкая – и, следовательно, древняя – Вселенная движется намного медленнее, чем сегодня. Однако заглянуть в прошлое так далеко оказалось невозможным. Теперь учёные разгадали эту тайну, используя квазары в качестве «часов».

Из-за специфического эффекта, который скорость оказывает на ход времени, наши наблюдения создают впечатление, будто время текло медленнее, когда Вселенная была ещё младенцем. По крайней мере, так это кажется нам, учитывая время прохождения света почти 13 миллиардов лет. Это называется замедлением времени, и астрофизик Герайнт Льюис из Сиднейского университета в Австралии вместе со статистиком Брендоном Брюэром из Оклендского университета впервые наблюдали это в ранней Вселенной, изучая флуктуации ярких галактик, называемых галактиками-квазарами, во время космической эволюции.

Они обнаружили, что из-за ускоряющегося расширения Вселенной мы видим, что эти флуктуации разворачиваются в пять раз медленнее, чем если бы они происходили поблизости. Это самое далёкое из всего, что мы когда-либо видели, и оно показывает нам, что квазары согласуются с эффектом над огромными пропастями пространства-времени. То есть они не только согласуются со стандартной моделью космологии, но мы также можем учитывать замедление времени при изучении их поведения. Открытие учёных было описано в журнале Nature Astronomy.

Алексей Гречишкин