Заявленная на 2021 год реформа в сфере госуправления предполагает сокращение почти 1,2 тыс. должностей в центральных аппаратах федеральных органов власти и более 33,5 тыс. в территориальных отделах. Будет сокращено более 40 структурных подразделений и более 45 заместителей руководителей федеральных ведомств.
«Преимущественно за счет имеющихся вакансий»
Об этом в интервью «Российской газете» рассказал вице-премьер, глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко, отметив, что в основном сокращения планируется провести за счет вакантных должностей.

«Сегодня средняя доля вакансий в центральных аппаратах достигает 20%, в отдельных ведомствах даже больше. Многие сохраняют их умышленно для повышения денежного содержания своих служащих. Это препятствует проведению реформы оплаты труда. Поэтому мы решили пойти по пути сокращения именно этих искусственно поддерживаемых пустующих ставок. Как уже было озвучено, штаты центральных аппаратов с 1 января 2021 года должны быть сокращены на 5%, территориальных органов — на 10%. Все преимущественно за счет имеющихся вакансий», — пояснил он.

При этом Григоренко признал, что в структуре чрезмерно раздутого госаппарата есть серьезные системные перекосы, частая проблема — начальников больше, чем подчиненных, и такое положение дел «не поддается никаким логическим объяснениям». По его словам, идет размывание обязанностей, когда один заместитель руководителя может курировать деятельность лишь одного управления численностью всего в 10 сотрудников.

«Сложившаяся многоуровневая управленческая вертикаль с избыточными звеньями увеличивает административные издержки, снижает оперативность и качество принятия решений, отрицательно сказывается на эффективности работы в целом, — заявил Григоренко. — В новой модели госаппарата будет жесткое требование к заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти. Каждый из них должен координировать работу не менее двух департаментов или управлений. Численность департаментов в министерствах должна составлять не меньше 40 человек, управлений в службах и агентствах — не менее 25, отделов в составе департамента или управления — не менее 5, самостоятельного отдела — не менее 10. Это создаст оптимальный баланс между количеством руководителей и подчиненных».

Масштабное сокращение чиновников ранее анонсировал премьер-министр Михаил Мишустин. По его словам, реформа пройдет с 1 января по 1 апреля 2021 года. Это уже четвертое предложение об уменьшении количества госслужащих за последние десять лет. Только Дмитрий Медведев в период своего президентства дважды объявлял о сокращении армии чиновников. В 2011–2013 годах их должно было стать на 20% меньше, а с 1 января 2016 года — еще на 10%. На деле эти реформы дали обратный эффект — госслужащих стало только больше.

По данным Росстата, в 2000 году в России насчитывалось 1163,3 тыс. работников госорганов и органов местного самоуправления, в 2010 — 1648,4 тыс., в 2015 — уже 2176,4 тыс., в 2016 — 2146,3 тыс., в 2017 — 2172,9 тыс. На протяжении этого периода стремительнее других разрастался аппарат федеральных органов власти — с 522,5 тыс. человек в 2010 году до 1438,4 тыс. в 2017 году. В 2018 году число российских чиновников стало больше еще примерно на 300 тыс. человек.

Для сравнения, по сведениям Центрального статуправления СССР, в 1985 году в стране насчитывалось 2,03 млн управленцев без учета партийного аппарата. Тогда на 10 тыс. граждан приходилось всего 73 госслужащих. По информации Минфина, сегодня на каждые 10 тыс. россиян приходится 163 государственных и муниципальных служащих, а также иных работников государственных и муниципальных органов. В органах власти России сейчас трудятся около 2,4 млн человек — это примерно 3,3% от общей численности занятого в экономике населения.

Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления РАНХиГС Владимир Ботнев неоднократно констатировал, что любое ведомство борется за выживание и сохранение своего штата. Руководители понимают, что если людей сократить, то возрастает нагрузка на оставшихся и могут возникнуть провалы в работе.

«Но поскольку сверху требуют контрольных цифр, то, как правило, руководители аппаратов сокращают не особо нужные должности, а зачастую — вакантные, на которые никто и не шел. А потом, после оптимизации, начинаются просьбы, служебные записки о том, что в связи с сокращением штата „у нас образовался провал в работе“ по такому-то направлению, „значимому для страны“. А потому просим в виде исключения добавить штат. И часто должности выбиваются, причем с перекрытием. То есть сократили одно вакантное место, а получили два. Вот и вся история. Госаппараты разрастаются за счет такой простой механики. Лично я не верю, что будет какое-то реальное сокращение числа госслужащих», — отмечал Ботнев ранее в разговоре со Znak.com.

Игнат Бакин
Источник: Znak.com

Информация к новости

Комментарии


Мы в соцсетях