Самосожжение перед администрацией в Ижевске общественника Альберта Разина вызвало реакцию, подобную кругам на воде. Разин протестовал против отмены обязательного изучения удмуртского языка в школах республики. Вопрос сохранения языков народов России для национальных элит стал одним из способов выразить недовольство федеральным Центром.
Малые народы обнаружили большие претензии
Одним из тех, кто отозвался на страшную смерть в Ижевске, был заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов. «Без Удмуртии нет России, как нет ее без остальных областей, краев и республик», – написал исламский деятель в соцсети. «России нет без того, что составляет ее суть – быть неожиданным и открытым миром… В таком мире многоголосие культур не превращается в бедный, обессиленный голос единственной культуры, «победа» которой неотличима от тотального поражения», – заключил он. В данном случае зампред ДУМ РФ выражает интересы татар, второго по численности народа в стране. Напомним, что именно из-за ситуации в Татарстане появилась законодательная инициатива, вследствие которой в 2018 году изучение национальных языков из обязательного стало добровольным. Нетитульные народы в национальных республиках устроил новый закон, а титульные – нет.

О языковой проблеме, хоть и не упоминая напрямую Ижевск, также в соцсети высказался суперлояльный хамбо-лама Дамба Аюшев. «Почему в Кяхте только 11%, а в Селенге лишь 15% бурят говорят на родном языке? – задается вопросом глава Традиционной буддийской сангхи России. По мнению лидера бурятских буддистов, местные чиновники не защищают традиционные культуры. Следом он опубликовал еще одну запись (позже ее удалил), в которой обрушился на руководство Бурятии из-за событий в Улан-Удэ, когда власти силой разгоняли протестные выступления недовольных результатами недавних выборов. Главный буддист нелестно отозвался о руководителях республики, причем наиболее острый фрагмент записи сделал на бурятском языке.

При этом ситуацию в Улан-Удэ, по сообщениям свидетелей протестных акций, в немалой степени раскачало участие якутского шамана Александра Габышева. Шаман со своими сторонниками осуществляет многомесячное «протестное шествие» в Москву, и маршрут его как раз пролегал в эти недели через Бурятию.

Между тем Якутия, откуда через всю страну идет пешком Габышев, еще недавно была в сводках горячих новостей. Весной здесь прошли антимигрантские волнения, выступления против приезжих киргизов. По некоторым данным, к протестам в Якутске приложили руку приверженцы национального языческого культа Айыы. Ранее межнациональная напряженность отмечалась в этой республике, богатой природными ресурсами, в 2006 и 2013 годах.

Из всего сказанного можно, конечно, сделать неожиданный вывод о том, что самые разные боги, культы которых активно возрождают народы России, прогневались на федеральный Центр. Даже акт самосожжения Альберта Разина называют ритуальным, потому что он называл себя «шаманом древней традиции туно» и агитировал удмуртов возвращаться к языческим корням.

Однако за религиозными, языковыми и культурными противоречиями просматриваются экономические и политические проблемы. Составляя или нет в национальных республиках большинство, титульные этносы все громче высказывают претензии на более привилегированное участие в управлении и хозяйствовании на своих исторических территориях. Элиты объясняют своим народам, что в многонациональной стране их считают «малыми». При этом есть примеры привилегированных регионов, где титульные нации обладают полными правами во власти. Народы недовольны, вот и гневаются, жаждут справедливости их боги.

Источник: http://www.ng.ru

Информация к новости

Комментарии


Мы в соцсетях