В конце мая миллионы школьников и студентов сдают экзамены и задумываются о своей будущей профессии, карьере, перспективах в жизни. Это важное время, чтобы осмыслить вызовы, стоящие перед современным образованием, само предназначение школы в 21 веке. Мир становится необычайно динамичным, он генерирует новые знания каждую минуту и предъявляет несравненно более высокие требования к личности, ее умственным, культурным и духовным качествам.
Человеческий капитал — единственная ценность в XXI веке

Я много раз говорил о том, что технологический прогресс последних десятилетий изменил тип цивилизации. Возможности производства превысили обычные потребности людей, чего не было никогда в истории. Теперь, когда интернет стал центром деловой активности, общество стало по-настоящему мобильным, карьерные перспективы людей расширились. Независимо от того, где ты живешь, ты всегда можешь обучиться современной профессии, рассказать о себе всему миру, продать свои услуги. Теперь не нужно быть Ломоносовым, чтобы достичь успеха, родившись в глубинке, но для этого придется много учиться. Образование 21 века не ограничивается школой и институтом - оно продолжается каждый день на протяжении всей жизни, иначе не поспеть за технологиями, постоянно меняющими мир.

Но есть и существенное ограничение, которое не дает прогрессу изменить жизнь каждого человека. Есть барьер в сознании людей, и он связан с недостатком собственного капитала личности: общего кругозора, любознательности, мотивации, стремления к профессиональному росту. Это культурные качества, которые воспитываются социумом, при условии, что статус современного образования в этом обществе очень высок. Человек от природы инертен, консервативен, он легко удовлетворяется минимумом благ и не стремится к их увеличению. Капитализм основан на деньгах как главном факторе мотивации человека, но этот мотиватор работает только для меньшинства. Желание лучшей жизни, известности, безграничного роста — это не врожденные черты, а результат целенаправленного развития человеческого капитала.

Именно в человеческий капитал упирается рост благосостояния общества. Это узкое место цивилизации, если не преодолеть его, технический прогресс будет вести только к расслоению общества и обеднению основной массы людей. Ведь активное меньшинство пользуется новыми возможностями и богатеет, а большинство пребывает в пассивности и закрепляет свое отставание. Однако проблема еще глубже: от прозябания большинства пострадает и меньшинство - его благополучие рано или поздно будет подорвано.

Комфорт богатых людей основан на труде тысяч специалистов: электриков, сантехников, водителей, пилотов, нянек, бухгалтеров. Требования растут во всех сферах, представляете, если какой-либо специалист отстанет от стандартов в своей области? Последствия ошибки моментально скажутся на качестве жизни их клиентов. Самое главное — только человеческий капитал способен создавать доход, прибавочную стоимость, приносить прибыль. Все благосостояние капиталистов держится за счет него.
Создать анклавы хорошего образования для немногих не получится - общая деградация неизбежно скажется на всех. Единственный выход - увеличивать человеческий капитал всего общества, он должен стать фундаментом всего бытия.
К сожалению, зачастую люди лишены воли к жизни, ответственности перед своей семьей, им не хочется ничего менять, ни к чему стремиться. Вроде бы перспективы очевидны: хорошая квартира, путешествия, здоровье семьи, интересные хобби - но человек продолжает деградировать. Если человеческий капитал не развит, то и блага оказываются никому не нужными. Более того - они скорее вредят, развиваются сами по себе без общественного запроса, усложняют жизнь и создают противоречия.

Историки уже давно заметили, что революции происходят не на спаде, а на пике развития экономики, когда возможности максимальны, но ими не могут воспользоваться. Технологии ведут к обогащению немногих и их отрыву от остальных - это вызывает зависть и недовольство, приводящее к социальному взрыву. Но в 21 веке мы можем поставить технологии на службу всем людям! Нужна лишь гармония между развитием человека и материальной среды - показателем этого равновесия служит человеческий капитал.

Основа личностного капитала создается в школе. Задача школы - не в том, чтобы дать детям набор знаний, а в том, чтобы мотивировать их всю жизнь учиться. Школа должна закладывать в головы методологию работы со знанием, поиска и отбора источников, анализа данных. Человек не должен тонуть в миллионах терабайтов информации, он должен уметь легко находить необходимые данные, критически осмыслять их и перерабатывать. Этим навыкам могут научить только педагоги, которые сами владеют технологиями, люди огромной широты кругозора, культурные и мотивированные. Нужно не просто поднять зарплаты учителям, хотя, я убежден, они должны быть самыми высокооплачиваемыми специалистами.

Нужно поднять престиж педагогики на высочайший уровень: педагог должен относиться к элите, ведь это человек, который формирует интеллектуальный капитал нации. Педагог приносит деньги бизнесу, государству, его труд - основа национального благосостояния, поэтому справедливо, если его статус будет соответствовать общественному вкладу. Главная профессия будущего - педагог, но с ростом оплаты и престижа возрастут и профессиональные требования к учителям. Они должны постоянно совершенствоваться, следить за стандартами своей профессии, жить своим делом.

Пока же мы видим, что образование - далеко не в приоритете государственных целей и задач. Учитель – скромный госслужащий, получающий копейки, да и в целом, задачи школы – очень узкие и ограниченные, они все более расходятся с вызовами, стоящими перед человеком.

Слабое несовременное образование – это главный тормоз развития страны и источник тяжелых проблем в будущем. Нам необходима стратегия развития человеческого капитала, именно вокруг нее должны строиться все реформы. Власть, бизнес и общество должны увидеть в человеческом капитале главный залог успеха и конкурентоспособности, основу для любых созидательных изменений.

Правоутвердитель
Георгий Цурцумия (Смелин)

Источник: http://kartvelebi.ru

Информация к новости

Комментарии


Мы в соцсетях