Дискуссии о том, нужны ли в нашей стране приезжие работники из Средней Азии, вспыхивают постоянно. А между тем, ещё во времена СССР был период, когда в некоторые регионы, в том числе на Южный Урал, приехало огромное количество работяг из южных республик. Правда, не по своей воле.

Гастарбайтеры поневоле. Из Средней Азии к нам ехали ещё 70 лет назад
Историк Борис Шмыров долгое время жил и работал в Узбекистане, а недавно издал монографию «Трудмобилизиованные Средне-Азиатского военного округа на Южном Урале в 1942-1945 годах». Корреспондент «АиФ-Челябинск» узнал, как жили и работали приезже ещё 70 лет назад.

Работали лишь мужчины

Эльдар Гизатуллин, «АиФ-Челябинск»:
- Почему привлекла эта тема? Потому ли, что о вкладе этих людей редко вспоминают?

Борис Шмыров: С марта 1977 года я жил и работал в Узбекистане. Занимаясь в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия историей советского тыла в годы войны, я обнаружил, что отсутствует информация о работе уроженцев республик Средней Азии и Казахстана на предприятиях Урала и Поволжья. Пришло решение изучить и осветить этот вопрос в истории нашей страны. Так началась моя почти десятилетняя работа о трудмобилизованных.

Часть среднеазиатских рабочих трудилась на объектах, подконтрольных НКВД, о чём в СССР умалчивали. После 1991 года в освещении истории Союза появились новые темы. В республиках Средней Азиии этот вопрос также не освещался, но сейчас есть подвижки в решении этой темы. При этом нельзя ставить знак равенства между этим контингентом рабочей силы и гастарбайтерами. Люди прибыли на Южный Урал как трудмобилизованные для работы в экономике страны, но не на заработки от безденежья и нищеты на своей родине. На Южном Урале работало в те годы чуть более 45 тысяч человек.

— Не наблюдалось ли тогда проявлений ксенофобии и национализма на Южном Урале в отношениях между местными и приезжими?

— Я бы назвал это другими словами — пренебрежительным отношением малой части южноуральцев к вновь прибывшим. «Не умеют работать», «торгаши» — вот первоначальное мнение о трудмобилизованных из Средней Азии. И отчасти это было правдой. Но после производственного обучения бригады приезжих стали работать наравне с остальными, а порой даже лучше, чем их товарищи европейской национальности. Документы говорят об этом без всяких прекрас — как сказано в одном из отчётов, обращались с мобилизованными «хуже, чем испанцы с рабами при освоении Америки». Были случаи, когда приезжим больным медпомощь не оказывали в течение полутора месяцев.
Но, с другой стороны, всё-таки многое и делали — наказывали виновных, подвозили продукты, даже открыли чайханы в местах компактного проживания приезжих.

— Присылали только мужчин или женщин тоже? Если да, то на какие работы шли женщины?

— Для работ, как в среднеазиатском регионе, так и за его пределами, вывозились только мужчины из числа военнообязанных в возрасте от 17 до 50 лет. Девушек и женщин если и мобилизовали, то только для работ, как правило, в пределах района, реже в пределах области среднеазиатских республик и Казахстана. Исключений практически не было.

— Это легенда или правда, что некоторые рабочие грелись у доменных печей и гибли при разливке металла?

— Вопрос с соблюдением техники безопасности в годы войны стоял, я бы сказал, очень жёстко. Архивные документы об этом говорят очень красноречиво. Руководителей — от мастера до начальника цеха и главного инженера предприятия — не просто наказывали лишением премии в 20-100%, но и могли отдать под суд. При этом срок наказания составлял от 6 месяцев до 5 лет лишения свободы. А что касается легенд… При беседах с ветеранами металлургического производства в Челябинске и в Магнитогорске я слышал подобные рассказы. Нашёл подтверждение только одного случая — на одном среднеазиатском рабочем, гревшемся и заснувшем у печи, загорелся халат. Когда случай начали расследовать, выяснилось, что рабочий полученную спецодежду продал на рынке, а деньги выслал на родину. Были наказаны мастер смены, дежурный инженер и профсоюзный руководитель цеха — их лишили премии на 50% за плохую работу с подчинённым, который получил новый комплект спецодежды.

— Учитывались ли при питании религиозные особенности? Верно ли, что иногда люди пили из луж?

— В рационе среднеазиатских рабочих на Южном Урале были национальные, но не религиозные особенности. Первые два-три месяца еда у приезжих была, как и у южноуральцев. Потом часть продуктов убрали из рациона — свинину, говядину, квашенную капусту, их заменили рисом, бараниной, сухофруктами, начали выдавать зелёный чай.
А вот из луж, к сожалению, пили. Есть документы проверок положения бытовых условий в рабочих и горняцких посёлках, где подтверждаются подобные случаи — например, в Коркино.

Нашли общий язык

— Были ли проблемы из-за плохого знания русского языка у приезжих?

— Проблемы были — замедлялось производственное обучение, были случаи травматизма. Знавших русский язык ставили бригадирами, обучали и их, и рабочих. И постепенно дело с работой у трудмобилизованных заметно улучшилось.

— По вашему мнению, какие уроки из той ситуации можно извлечь применительно к нынешнему положению, связанному с миграцией?

— Открыв широкий доступ уроженцам республик Средней Азии в Российскую Федерацию на ПМЖ, надо понимать, что эти люди имеют свои обычаи, культуру, религию. Всё это достойно уважения. Но при этом им надо разъяснять, что приехав в другую страну, необходимо уважать российские законы, соблюдать правопорядок и нормы повседневного поведения. Только на основе взаимоуважения можно достигнуть взаимопонимания, стабильности между коренными жителями Южного Урала и приезжими из Средней Азии, между христианами и мусульманами в такой сложной сфере, как межнациональные отношения.
Кстати, именно в те годы войны Гитлер делал ставку на разжигание национальной розни — думал, что СССР сразу развалится по национальным границам. Но этого не произошло — во многом благодаря тому, что разные народы понимали, как важно сохранить единство.

Это интересно
Мобилизованные из Средней Азии часто экономили на еде, чтобы скопить побольше денег. Были случаи, когда у умерших шахтёров находили зашитые в халат деньги — от 15 тысяч до 20 тысяч рублей. При этом средняя зарплата на шахтах составляла 750-860 рублей. Иногда, не выдержав тяжёлых условий, рабочие сбегали. Но не знали направлений поездов, садились в товарные вагоны и гибли по пути — в пустых вагонах под отгрузку угля иногда находили трупы. На отдельных заводах некоторые мобилизованные из-за отсутствия одежды и обуви оставались ночевать на работе — спали в уборных и душевых. Когда часть приезжих отправили на малую родину за тёплой одеждой, некоторые вовсе не вернулись, а другие вместо одежды и обуви привезли урюк и кишмиш. Пришлось для рабочих наладить изготовление лаптей — так было, например, в Карабаше.

Источник: news.rambler.ru

Информация к новости

Комментарии


Мы в соцсетях