Большинство советских людей, а ныне и россиян вообще никогда не слышало про трагедию депортации целых народов, случившуюся 80 лет назад, например, с российскими корейцами. Чтобы каждой нации развиваться дальше нужна "культура памяти". В учебниках истории нашей страны вопросам депортации народов уделяются совсем скудные сведения. В официальной российской историографии это всего лишь краткая констатация и неприятный отрезок исторического времени.

Духовное наследие российских корейцев: утраты и приобретения (80 -летие депортации корейцев)
На самом деле трагедия депортации целых народов стала важнейшим событием определённого периода для многих сотен тысяч людей. Насильственные переселения стали составной частью тоталитарной государственной системы в СССР, которые затронули жизнь и судьбы почти 6 млн. человек - около 2,5 млн. в составе "ссылки кулаков" и 3,5 млн. депортированных в 1940-1952 гг., главным образом, представителей "наказанных народов". Эта мера коснулась 15 народов СССР и более 60 групп населения, принадлежавших к различным национальностям. В 1935-1940 гг. военными соображениями были продиктованы решения об "очищении" приграничной полосы от проживающего там населения, этнически родственного народам сопредельных стран. Фактически это представители отдельных национальностей по всему западному, южному и восточному периметру границ СССР. Основная черта депортации - то, что сам процесс находился за пределами судебного разбирательства.

В СССР тотальной депортации были подвергнуты следующие народы: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки,
чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь - немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары - лишились при этом и своих национальных автономий.

Депортациям в СССР подверглось ещё множество других этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан: казаки, «кулаки» самых разных национальностей, поляки, азербайджанцы, курды, ассирийцы, китайцы, иранцы, евреи-ирани, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, итальянцы, болгары, армяне, хемшины, армяне-«дашнаки», турки, таджики, якуты и другие.

В соответствии с Законом «О реабилитации репрессированных народов», принятым 26 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР, репрессированными признавались народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида. Это сопровождалось их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.

Депортации народов в СССР происходили по разным обстоятельствам, причинам и в разные периоды, до войны, в период и после войны. Как частный пример, покажем на примере азербайджанцев. В конце марта 1944г. 608 курдских и азербайджанских семей численностью 3240 человек — жители Тбилиси, были переселены внутри Грузинской ССР, в Цалкинский, Борчалинский и Караязский районы. Оставили только 31 семью военнослужащих, инвалидов войны, педагогов и учащихся вузов. В соответствии с постановлением ГКО № 6279сс от 31 июля того же года из пограничных районов Грузинской ССР были выселены турки-месхетинцы, курды, хемшилы и другие, причём под контингент «другие» состоял в основном из азербайджанцев. В марте 1949г. численность азербайджанских спецпоселенцев, выселенных из республики, составляла 24 304 человека, которые в течение 1954—1956 гг. фактически были сняты с учёта спецпоселенцев. В 1948—1953 гг. переселению подверглись азербайджанцы, проживавшие в Армении. В 1947 году Совет министров СССР принял постановление «О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР», в результате чего за 3 года до 100 тысяч азербайджанцев «на добровольных началах» (а по сути) были депортированы в Азербайджан. У каждого репрессированного народа своя отдельная история.

Целые народы перемещали, не учитывая взаимную детерминацию, в разные места обитания, которые для каждого из них были непривычны, далеки от родного дома. Репрессии были направлены, прежде всего, против народов, имеющих иностранные этнические корни, связанные культурными и историческими связями с приграничными государствами. Может быть по этой причине, осенью 1937 года и прошла первая массовая депортация корейцев из районов Дальнего Востока в Среднюю Азию и Казахстан?! Причину депортации корейцев и всех последующих спецпереселений других национальных меньшинств надо искать в самой сущности советского тоталитарного режима, проявившегося в полной мере в 30-40-х гг. прошлого века. Репрессии, случившиеся, ещё до 1937 года оставили корейское население без своего авангарда. Трагедия этих деяний, даже после реабилитации еще с большей болью отзывается до сих пор, и усилилась после распада СССР в связи с образованием новых самостоятельных государств. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 1 апреля 1993года «О реабилитации российских корейцев» эти действия признаны незаконными.

Самое тяжкое последствие такой репрессивной политики - почти полная потеря несколькими поколениями российских корейцев своего привычного образа жизни, языка, культуры, многих обычаев и традиций. Корейская семья после депортации десятилетиями выживала самостоятельно, и такое явление, отношение к жизни среди корейцев стало распространённым. Важнейшей стратегической целью для них стало: дать своим детям достойное воспитание и образование, которые позволили бы им добиваться зажиточного существования. Лишь после смерти Сталина корейцы получили относительное право перемещаться по советской стране, учиться в высших учебных заведениях, служить в армии. Открывшиеся новые возможности позволили корейцам вскоре стать одним из самых образованных народов СССР, иметь высокий процент героев социалистического труда и учёных. Возник феномен «корейские колхозы-миллионеры», прежде всего в Узбекистане и Казахстане, где корейцы добивались впечатляющих экономических и жизненных успехов. Но имея значительные успехи в разных областях народного хозяйства, они были фактически изолированы от источников знаний о своей нации. Естественно, потеря связи с духовными ценностями народа стала главной причиной снижения у корейцев национального самосознания и патриотизма.

Горбачёвская «перестройка» открыла перед корейцами доселе закрытые горизонты возрождения своей самобытности. В больших городах начали создаваться корейские общественные организации, национальные культурные центры. Многие устремились изучать родной язык, историю и культуру Кореи. Остро не хватало воспитателей, преподавателей, специалистов учебников, справочной и учебной литературы. Однако первые патриотические порывы быстро разбились о глыбы нашего советизированного мировоззрения, в котором не нашлось места для настоящей любви к национальным ценностям. Годы репрессии, насильственное выселение из обжитых мест привели к снижению уровня духовных желаний и потребностей. Они оставили свой глубокий отпечаток на психологии и мировоззрении старшего и среднего поколений депортированных корейцев СССР. Даже очень именитые интеллектуалы-корейцы были убеждены, что «поезд уже ушел» и российским корейцам никогда не вернуть себе отнятую у них национальную культуру и духовность. В тоже время мне встречаются совершенно молодые, продвинутые корейцы, которые сейчас понимают эту проблему правильно и готовы изменить ситуацию в лучшую сторону, что вселяет еще надежду.

Историческая судьба корейцев вне своей прародины - это почти всегда история их привыкания, адаптации к условиям и правилам, принятым в стране проживания. Причём каждая корейская семья это делала самостоятельно: по собственным целям, планам и расчётам. Поистине семейный клан корейцев (чаще всего по конфуцианским канонам) исторически является основой общины, государства, в котором решались самые сложные задачи. Успехи корейцев в труде, учёбе, науке и культуре, спорте всецело являются личностными и семейными достижениями и заслугами.

Несколько поколений русскоязычных корейцев в XX веке в Советском Союзе и даже в новой России жили практически без очагов национальной культуры (национальных школ, библиотек, музеев, книг, журналов, кино, художественного творчества и т.д.). Понятно, что это нагубно отразилось на их мировоззрении. Только сейчас пришло время, когда действительно можно многое сделать из того, что в силу разных причин, не удалось осуществить нашим предкам.

В 30-е годы прошлого столетия упраздняются все органы и учреждения, занимавшиеся практикой решения национальных проблем. В качестве определяющей идеологической доктрины становится тезис Сталина о том, что с победой социализма "национальные различия и языки начнут отмирать, уступая место общему для всех мировому языку". В свете этой доктрины всякие попытки привлечь внимание к развитию национальных языков и культур квалифицировались как проявление "буржуазного национализма", а многие из тех, кто был обвинен по этой статье, были расстреляны или сосланы в ГУЛАГ.
Репрессии и особенно депортации сталинизма породили у многих народов, (и у корейцев) - страх, политическую пассивность, конформизм, непритязательность в отношении своих национальных интересов и потребностей, и даже национальный нигилизм.
В 1938 году для корейцев (как и другим национальным меньшинствам) были закрыты все национальные образовательные структуры.

Вновь выявляются главные приоритеты корейцев: добропорядочность, духовность, образованность, настойчивость, трудолюбие и материальное благополучие, которые рассматриваются, как единое целое и само собой разумеющееся. Таков результат правильно выбранной стратегии старшего поколения, постигшего эти истины на основе своей трагической судьбы. В постсоветский период, дискриминация по национальному признаку и обнищание в регионах проживания привели к массовому исходу корейцев из Средней Азии. В результате корейское население Москвы, которое в советские времена измерялось несколькими сотнями человек, к концу 1990-х годов составило 20 тысяч человек и сейчас постоянно растёт. Какова жизненная перспектива, что ждет корейцев России и СНГ? Неужели неумолимая ассимиляция? Но нет, в Средней Азии и Казахстане этому мешает русскоязычие и отношение к исламу, в России - расовый тип, фамилии, национальная идентичность и резко усилившееся в последние годы чувство национальной гордости.

Массовое возвращение на «родину предков» (так сказать, еврейско - немецко - греческий вариант)? Маловероятно: опыт последних лет показал, что «репатрианты» очень плохо приживаются в Корее, да и сама Республика Корея - не Израиль и не Германия, политики собирания всех корейцев на полуострове вряд ли стоит ожидать. Культурное возрождение и возвращение к национальным корням, традициям и корейскому языку? Хотелось бы верить! Однако для многих слишком уж сложным в освоении является корейский язык и мало реальных преимуществ дает владение им рядовому российскому, узбекистанскому или казахстанскому корейцу. Возрождение в качестве новой особой этнической группы? Это когда каждый третий (по некоторым данным каждый второй) кореец связывает свою жизнь с партнёром иной национальности? Ведь корни их тесно переплелись с другими народами некогда единого Советского Союза. Просто мы становимся совсем иными, чем корейцы на Корейском полуострове, но останемся корейцами. Да, скорее всего, и дальше будут жить в России и странах СНГ Кимы, Ли, Паки, Цои, Тены. Особенные корейцы с русскими и европейскими именами, пристрастием к огородничеству, точным наукам и торговле, медицине, педагогике, культуре, музыке, спорту, добродушию и любви к острой пище. А чтобы мы смогли оставаться корейцами, нужна неоценимая помощь со стороны исторической родины в изучении корейского языка (как носителей языка), соблюдении традиционных обычаев, обрядов, ознакомлении с лучшими образцами культуры и искусства на Корейском полуострове.

Российские корейцы адаптируются к новым условиям не единожды: сначала на Дальнем Востоке, потом в Средней Азии и Казахстане, а в современный период в России и в других странах мира. Во всех этих случаях достигая значительных успехов в создании своей национально-общинной жизнеобеспечивающей системы. Обладая, уже накопленной собственной культурой, им вовсе не обязательно слепо подражать культуре государств Корейского полуострова, не обрекая себя комплексом неполноценных корейцев. У русскоязычных корейцев за полторастолетнюю историю проживания в России сложилась собственная национальная культура. Здесь сформировался особый генофонд, культурный код, вобравший в себя элементы корейской, русской, среднеазиатской, казахстанской (и других народов СССР, России, СНГ), европейской и мировой культур.

Сейчас же зачастую имеем лишь осколки традиций, обычаев, обрядов и ритуалов. Национальные традиции в основном сохранились в отношении к жизни, сознании и психологии, обращении к старшим, во внешних особенностях этикета, в культуре питания, в способах приготовления пищи, в формах общения за столом и т.п.

Российские корейцы постепенно интегрировались в образы жизни и бытия русской и других наций и народностей России, последовательно включаясь в их экономическую, политическую и культурную жизнь. Уже значительная их часть ассимилировалась, восприняв культуру, язык и даже отчасти национальное самосознание преобладающего этноса. Практика показывает, что чем шире межнациональные контакты, тем сложнее этносу, живущему в инонациональной среде, сохранить свою самобытность в достаточном объёме. Культура корейской диаспоры СССР, России, СНГ складывалась из многих заимствований - русской, европейской, узбекской, казахской и других составляющих, - частично преобразованных в соответствии с особенностями национальной культуры. Это привело к тому, что в процессе жизни в многонациональном СССР и России претерпела заметную трансформацию корейская национальная культура.

Как нам быть в этой ситуации? Прежде всего, наверное, надо добиваться органического взаимодействия традиционной корейской культуры и культуры русскоязычных корейцев. В результате может получиться некий синтез, когда культура диаспоры соединяется с традиционной корейской и культурой, преобладающей нации при их взаимопроникновении друг к другу. В реальной жизни в зависимости от конкретно-исторических условий и степени ассимиляции, взаимодействия с той или иной национальностью и её культурой могут использоваться и другие подходы. Но национальность, культура, традиции и обычаи поддаются воссозданию на новом месте, в инонациональной среде, пусть в адаптированном виде. По истечении времени становится ясным, что возрождение национальной культуры это сложный процесс. Часто под возрождением культуры понималось изучение и овладение корейским языком, но при этом забывалось значение языкового пространства. Как восстанавливать корейские традиции, обычаи, обряды и ритуалы, народные мудрости, если многие из них забыты? Даже важнейшие обряды годовщины ребёнка (толль, асянди), свадьбы, 60-летнего юбилея (хвангаб) часто проводятся без знаний основных смысловых значений этих торжеств. Многие корейцы, живущие в мире некорейских традиций, обычаев, обрядов и ритуалов других народов, не соблюдают даже устоявшие традиционные обычаи.

Новые задачи общественных организации российских корейцев заключаются в возрождении, сохранении культуры в достаточно большом её объеме. Это не только духовная, но и материальная культура. Нам нужно восстановить корейские способы и приёмы труда, орудия производства, национальные атрибуты быта, кухни, блюд, одежды, декоративно-прикладного искусства. Преодолеть имеющиеся негативные тенденции возможно лишь через последовательное проведение в жизнь программы формирования национальной идентичности российских корейцев.

Российские корейцы показывают добрый пример по-настоящему конструктивных и дружеских взаимоотношений диаспоры к власти и обществу в целом. Общероссийское объединение корейцев (ООК) последовательно выполняет свои уставные цели и задачи, уделяя особое внимание ветеранам (в том числе в получении статуса реабилитированного гражданина), воспитанию молодёжи, выявлению и оказанию поддержки юных дарований.

Современное корейское общественное движение в бывшем СССР и России очень активное и широкое. В период перестройки и гласности корейцы в числе первых создали Всесоюзную ассоциацию советских корейцев, которая после распада СССР стала Ассоциацией корейцев России, а в 1999 году преобразовалась в Общероссийское объединение корейцев. В настоящее время оно имеет 46 региональных отделений в различных субъектах Российской Федерации.

Из числа корейцев вышли сотни выдающихся докторов и кандидатов наук, инженеров, врачей и других специалистов высокого класса. Есть и герои Советского Союза, России, депутаты федерального и регионального уровней, заместители министров, генералы, писатели, артисты, олимпийские и мировые чемпионы, высококлассные управленцы... На мой взгляд, именно в ментальности корейца, в особенностях генетического, а также приобретённого в новой среде дополнительного русского (российского) духа кроются их выдающиеся достижения. Отмечая вклад корейцев в общие достижения, напомним, что среди корейцев СССР 209 (по некоторым данным 226) героев социалистического труда. А легендарный председатель колхоза «Полярная звезда», из Ташкентской области Ким Пен Хва был удостоен этого высокого звания дважды. Среди корейцев, грудью вставших на защиту Отчизны против гитлеровских захватчиков - Герой Советского Союза: командир батальона, погибший под Ровно, Александр Павлович Мин. Также золотой звездой увенчан труд полковника Кима Евгения Ивановича, сотрудника Первого главного управления (внешняя разведка) КГБ СССР. Сейчас выявлены документальные сведения о почти 400 участниках Великой Отечественной войны из числа корейцев - орденоносцев.

Сегодня в наших рядах два Героя России - летчик-испытатель Олег Григорьевич Цой и командир воздушно-десантного полка полковник, депутат Государственной Думы России шестого созыва Юрий Павлович Эм, несколько действующих генералов Российской армии. По праву гордятся корейцы такими выдающимися личностями, как певец Виктор Цой, поэт, бард Юлий Ким, писатель Анатолий Ким, депутат Государственной Думы России Юрий Тен, основатель корейской школы в Москве Нелли Эм, проектировщик и строитель Норильска, лауреат Ленинской премии Михаил Ким, архитектор, лауреат Госпремии СССР Николай Ким, народная артистка России Людмила Нам, заслуженные артисты России Анита Цой, Марина Цхай, Валерий Пак. Всемирно известны чемпионы мира и Олимпийских игр гимнастка Нелли Ким, боксер Константин Цзю, шестикратный олимпийский чемпион по шорт-треку Виктор Ан (Ан Хён Су), учёные академики Максим Ким и Эдуард Сон, профессор МГУ Михаил Пак, историки Георгий Ким, Владимир Ли, Борис Пак и многие другие.

Через 80 лет после трагического переселения, можно с уверенностью утверждать, что насильственное выселение почти 172 тысяч корейцев, несмотря на все трудности, лишения, пережитые ими, принесло всему корейскому народу признание, уважение и доверие со стороны народов Средней Азии и Казахстана, русского и других народов. Проявляя свои лучшие национальные качества - трудолюбие, целеустремлённость, законопослушность, доброжелательность, настойчивость в достижении высоких производственных показателей, достойного уровня жизни, глубоких духовных устремлений, они преодолели все лишения и невзгоды. Своим самоотверженным трудом, преданностью, показывая, что являются достойными гражданами нашей Отчизны. В Советском Союзе корейцы в пересчёте на душу населения занимали первое место по числу героев социалистического труда, по уровню высшего образования корейцы были вторыми. За короткий срок молодое поколение хорошо овладело русским языком, однако утратило свой родной корейский язык. Превосходное знание русского языка, высокие культурно-нравственные ориентиры, полученные в Русском мире, дали возможность молодым корейцам познать богатство не только русской (российской) литературы и искусства, но и всей сокровищницы мировой культуры. Русскоязычные корейцы стали быстроадаптируемым, трудолюбивым, законопослушным и предприимчивым сообществом, которое способно внести свой весомый вклад в эффективное развитие в демократической, многонациональной России. Тем более что это не просто русскоязычный, а во всём по-настоящему российский этнос, всей своей многострадальной историей заслуживший полное право называться именно российским.

Насильственное переселение, укрепившее силу духа «коре сарам», его высокие духовные устремления, кропотливый, героический труд на новой земле обитания, тяга к образованию, позволили русскоязычным корейцам достойно перенести тяжёлые испытания и создать о себе позитивный имидж среди многих народов России и мира. За полтора века корейцы гармонично интегрировались в окружающую их социально-экономическую и культурную среду, советский и российский социум. Опыт проживания корейцев на постсоветском пространстве особо востребован в настоящее время в контексте модели успешной интеграции этнического меньшинства в многонациональном обществе. У российских корейцев есть прекрасное будущее, потому что наши старшие поколения вырастили достойных граждан России, которые любят своё Отечество, но никогда не забывают о своих исторических и национальных корнях. Вот в таком плане и можно говорить о тех трагических утратах русскоязычных корейцев в результате депортации и в то же время о новых приобретениях.

Ким Моисей,
культуролог, член Совета Всероссийского Конгресса этножурналистов

Информация к новости

Комментарии


Мы в соцсетях