Проблемы национализма в России, заторможенность развития гражданского общества, отстранение людей от жизни государства и безопасность как основа для гражданской идентичности стали главными темами на сессии молодежного исторического форума «Кавказ: наследие». Начал свою работу форум 28 июля на базе ДООЛ «Ласточка» Карабудахкентского района и продлится до 3 августа. Национальные конфликты в России рискуют разгореться в прежних масштабах. Эксперты считают, что у национализма в стране есть особенные причины и благодатная почва. Поэтому сегодня возникла необходимость подобрать новые методы реализации стратегии межнациональной политики. Иначе этнические конфликты никогда не покинут Россию. Подробности мероприятия в репортаже корреспондента КАВПОЛИТа, который побывал на форуме.
«Они мусульмане, но почти свои»

Из конфликта в конфликт

Молодежный исторический форум «Кавказ: наследие» в Дагестане проводится уже второй год. Организатором выступает ДРОО «Ассамблея развития гражданского общества» при поддержке аппарата полномочного представительства президента в СКФО и Федерального агентства по делам молодежи Российской Федерации.

Цель проекта – знакомство с историей Дагестана, Кавказа, значением и ролью республики в истории страны. А также продемонстрировать гостям, что стереотипы о регионе давно не имеют под собой почвы. Участникам форума подготовили экскурсии по историческим местам республики: Дербент, Гуниб, Махачкала. Нужно отметить, что сложившиеся клише о Кавказе у участников форума за долгие годы своего существования не изменились. Дагестан по-прежнему воспринимается как опасный регион, где женщинам ходить по улицам без хиджаба вообще не следует.

30 июня в рамках форума, состоялась дискуссия по межнациональным отношениям. В ходе мероприятия начальник управления администрации главы и правительства Республики Дагестан по информационной политике Зубайру Зубайруев отметил, что в сложившихся стереотипах о Дагестане есть и вина республики в целом. Ведь никто здесь не пытается их разрушить. А от имиджа региона зависит и его инвестиционная привлекательность, и социально-экономическое развитие, а также развитие туризма.

Первым спикером стал генеральный директор Центра этнополитических и региональных исследований, профессор Высшей школы экономики Эмиль Паин. Недочеты в национальной политике, по мнению эксперта, не дают угаснуть межнациональным конфликтам в стране. Паин считает, что, несмотря на снижение кафказофобии в последние годы, конфликт неизбежно вновь разгорится.

«Народы Дагестана в Москве юридически имеют точно такой же статус, как и выходцы из Петербурга и Тюмени. Но выходцев из Петербурга, Тюмени не называют мигрантами, более того башкир, татар, тоже не называют мигрантами. А выходцев с Северного Кавказа так называют, их приравнивают к мигрантам из государств Средней Азии. Но представители Северного Кавказа являются гражданами Российской Федерации, а мигранты это люди приезжие из других государств, – начал профессор. – Однако особый радикализм и русский национализм растет, а его пик пришелся на 2013-2014 год. "Левада-центр" в 2013 году зафиксировал самый высокий уровень подъема различного уровня ксенофобских настроений. Предложений ограничить проживание всех кавказцев на территории России подержали 54% опрошенных. А 67% поддержали лозунг "Россия для русских".

Пока русское этническое большинство не будет горизонтально интегрироваться, его никто не объединит
Но это был пик, а дальше произошел резкий спад этих настроений. Крым и Украина резко изменили ситуацию. Но конфликты никогда никуда не исчезают, они трансформируются и переходят в другой конфликт.

И хотя антиукраинские настроения снизили антикавказские настроения. Совершенно очевидно, что это короткосрочное явление – и, скорее всего, проблема России и Кавказа снова выплывет в качестве первой и наиболее существенной проблемы в этнополитической сфере страны».

Эксперт поделился с участниками форума своей точкой зрения об истоках российского национализма. Эмиль Паин считает, что русский народ разобщен, и это делает его неконкурентоспособным по отношению к другим этносам, что провоцирует национализм.

«В России русский национализм растет на фоне снижения численности русских граждан, снижения доли молодежи среди русского населения. Думаю, что пройдет немного времени – и русский национализм, который создавал немало проблем во многих городах, снова оживет. Большое количество чеченцев, аварцев, даргинцев и других народов Кавказа переезжают и живут уже не в своих республиках – и будут переезжать.

А проблемы их интеграции не существует, существует проблема конкуренции, – продолжает Паин. – Этническое большинство нашей страны внутренне разобщено, родственные, семейные, соседские связи слабеют. В это время в целях выживания приезжающие люди укрепляют свои внутренние связи и имеют неоспоримое конкурентные преимущества. Это видно по тому, кто имеет больший успех в формировании бизнеса в стране и так далее.

И пока русское этническое большинство не будет горизонтально интегрироваться, его никто не объединит. Я не хочу оправдывать национализм, но понимаю его истоки, и сегодня центральная проблема национальной политики – это русская проблема. Поэтому ее необходимо озвучить».

Народ – источник власти?

По мнению директора Центра этнополитических и региональных исследований, чтобы все народы России жили в мире и согласии, нужно формировать гражданское самосознание. Только люди не ощущают себя источником власти, у них пассивная гражданская позиция, поэтому процесс развития гражданского общества затягивается.

«Динамика гражданского сознания в России то повышается, то падает. По данным "Левада-центра", доля респондентов, считающих, что народ должен заставить государство служить своим интересам, за четверть века снизилась в три раза, в 2015 году до 13%. И только 9% считают, что власть работает в интересах народа.

При этом не наблюдается рост самосознания народа как источника власти. Не проявляется у людей желание участвовать в жизни государства, – резюмирует спикер. – Свыше 50% заявляют, что не хотели бы иметь никакого отношения к государственным делам. Да, в нашей Конституции написано, что народ является источником власти. Но формирование гражданского общества – процесс длительный. И прежде чем в России сформируется гражданское самосознание, пройдет много времени.

Поэтому необходимо дополнить концепцию развития гражданской нации на долгосрочную перспективу. И искать идеи достижения компромиссов, чтобы нам жить, не пожирая друг друга».

Паин очертил круг проблем в национальной политике, над которыми он работает.

«Мы хотим внести новые подходы в стратегию государственной межнациональной политики. Расширить предметную зону национальной политики, за счет включения в нее проблематики городов и городских агломераций.

У национальной политики России два типа проблем: проблемы взаимоотношения регионов и центра России, и проблемы внутри региона и городов. В 90-е годы сердцевиной всей проблемы национальной политики были именно взаимоотношения регионов и центра страны. В России такие конфликты неизбежны, так как Россия является составным государством, – поясняет эксперт. – Сегодня куча разных стратегий: национальная политика отдельно, миграционная политика отдельно, культурная отдельно. Этих политик можно настрогать хоть вагон, но их нужно объединить – и только тогда они работают.

Мы предлагаем ввести понятие управление культурным разнообразием, которое могло бы стать базой для объединения и миграционной, и этнической, и религиозной политики. Для городов это особенно необходимо, так как вы никогда не уловите переход от проблемы, которая начинается как социально-экономическая и перерастает в любую другую».

Участники форума поинтересовались, будут ли учтены предложения Эмиля Паина в будущей программе национальной политики Дагестана. Эксперт пояснил, что пока его программа не предназначена для регионов. Но Зубайру Зубайруев подхватил тему и рассказал гостям о принципах национальной политики республики.

«Что касается нашей программы, то она основывается на тезисе Владимира Путина: главное направление национальной политики – укрепление гражданской идентичности. Все мы – граждане России, и эта идентичность не противоречит идентичности религиозной, культурной, этнической. Мы понимаем, что если мы будем укреплять гражданскую идентичность, то мы снизим проблемы, которые возникают в межнациональной, межэтнической и межрелигиозной плоскости».

Однако Эмиль Паин отметил, что развитие осознания людей себя частью страны только по месту их проживания – это неверный путь национальной политики. Эксперт считает, что у людей должна быть возможность участвовать в жизни страны, чтобы они ощущали себя гражданами своего государства.

«Через что мы будем развивать гражданскую идентичность? Только опираясь на то, что все мы имеем паспорт граждан? Дело в том, что человек, который недавно начал стрелять в немцев, тоже был гражданином Германии, и он об этом знал. Развития идентификации через место проживания недостаточно. Необходимо развивать базовые механизмы, которые позволят людям сказать: "Да, я действительно гражданин, от меня в этой стране что-то зависит"», – подчеркнул профессор.

Почти свои

Спикер утверждает, что для России свойственны фобии этнические. Но постоянная пропаганда ислама как враждебной религии может спровоцировать негативное отношение к мусульманам в стране.

«Россия характеризуется больше фобиями к инородцам, чем к иноверцам. Большую часть мусульман в России составляют татары, башкиры и народы Поволжья. Но к ним существенных предубеждений в русском обществе нет. Ну, то есть они мусульмане, но почти свои. Сегодня преобладает этнофобия или регионофобия. Но этот процесс будет меняться. В мире нарастает исламофобия, поэтому в ближайшие годы религиозные фобии в России могут вытеснить этнические», – заключает Эмиль Паин.

Следующий спикер, выступивший перед гостями форума, Айказ Микаелян – ведущий консультант Управления по укреплению общественного единства и профилактики экстремизма на национальной почве. Специалист уверен, что отсутствие гражданской идентичности у населения провоцирует экстремизм.

«Базой для гражданской идентичности является патриотизм. У нас очень часто патриотизм воспринимается как некое чувство, любовь, обязанность. Но, я считаю, патриотизм – это действие, каждый день и в любом месте. Невозможно быть патриотом, только любя моря, озера и так далее, но при этом быть абсолютно безразличным к народам, живущим на территории нашей страны, – говорит Микаелян. – Результатом низкого уровня гражданской идентичности является экстремизм. Когда мы будем понимать, что мы граждане одной страны, думаю, не возникнет никаких национальных конфликтов. Но и делать из патриотизма какой-то политический лозунг тоже неприемлемо».

По мнению Микаеляна, люди ищут социальную и правовую защиту в различных этнических и религиозных обществах. Но если граждане начнут чувствовать себя в безопасности в своей стране, то национальные и конфессиональные конфликты исчезнут. Кроме этого, эксперт отмечает, что для межэтнического взаимодействия необходимо создать свод правил.

«Для межнационального общения нам необходим закон, правила взаимодействия. Когда есть право, то любое противоречие отпадает, когда есть закон, нет коррупции, нет несправедливости и нет предмета для спора. Для существования этноса соблюдение этого закона необходимо», – резюмирует Микаелян.

Фаина Качабекова
Фото: Джамиль Шуайбов

Источник: kavpolit.com

«Они мусульмане, но почти свои»
«Они мусульмане, но почти свои»

Информация к новости

Комментарии


Мы в соцсетях