«Лучшее искусство – русский фарфор», – эти слова, сказанные в свое время замечательным художником, авторитетом своего времени в области искусства Михаилом Врубелем, по праву могут быть отнесены к изделиям первого российского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. Именно здесь был раскрыт секрет «белого золота», здесь великими мастерами создавались настоящие шедевры, созвучные эпохе и даже опережающие её.
Императорский фарфор. Национальные традиции
«Тонкий, как бумага, белый, как королевский камень нефрит, блестящий, словно зеркало и звонкий как цимбалы» – все это о фарфоре. В старину фарфоровые изделия стоили дороже золота и были доступны лишь самым богатым и влиятельным людям – правителям и их приближенным. Их бережно хранили, выставляя для показа как символ богатства, необычайной роскоши и хорошего вкуса. Знатные дамы при королевских дворах носили осколки фарфора на золотых цепочках как медальоны. С момента появления в Европе, а затем и в России фарфор всегда был ценной наградой и памятным знаком. Первые люди государства обменивались роскошными подарками из порцелана, вкладывая в такие подношения особый политический смысл, жаловали фарфором своих фаворитов, дарили его посланникам иностранных государств, чтобы наладить дипломатические отношения или уладить межгосударственные конфликты.

Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) в Санкт-Петербурге был основан в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной, как она писала в своем указе – «для славы Всероссийской». Мануфактура находилась в непосредственном ведении кабинета Его Величества, и раз в год все новые вещи представлялись «на высочайшее благовоззрение». Старшему поколению завод и его продукция знакомы по аббревиатуре ЛФЗ, многим – по знаменитому сервизу «Кобальтовая сетка».

ИФЗ – явление уникальное. Уже 271 год его история органично связана с историей России, а его продукция – художественный фарфор – своими лучшими образцами представлена в собраниях крупнейших музеев мира: Государственного Эрмитажа, Русского музея, ГМЗ «Царицыно», Victoria and Albert Museum, The Metropolitan Museum of Art и в частных коллекциях. Он является первым фарфоровым производством России и третьим в Европе, одним из самых известных мировых производителей высококачественных фарфоровых изделий, представляющих художественную ценность, и единственным предприятием страны, которое выпускает изделия из тонкостенного костяного фарфора.

Сегодня в ассортименте Императорского фарфорового завода более 4000 тысяч наименований изделий по форме и росписи. Завод выпускает продукцию в широком диапазоне: сервизы и памятные сувениры, вазы, жанровую и анималистическую скульптуру, декоративные блюда и пласты для оформления самого изысканного интерьера, выполняет правительственные заказы и спецзаказы государственных структур, крупных корпораций и банков, изготавливает призы для крупнейших соревнований и фестивалей. В произведениях завода нашли отражение все высокие стили в искусстве – от раннего классицизма – до модерна.

За свою многовековую историю ИФЗ накопил богатый опыт в производстве фарфора для самых взыскательных покупателей и, обладая уникальной школой фарфорового мастерства, по праву считается экспертом в области производства фарфора самого высокого качества. Интерес мировой общественности и средств массовой информации к сегодняшнему дню предприятия – это красноречивое признание его уникальности, неповторимости его фарфоровых шедевров, профессионализма художников, мастеров и всех, кто трудится на мануфактуре.

Уже почти три столетия Императорский фарфоровый завод заслуженно занимает лидирующее место среди предприятий фарфоровой отрасли. Что бы ни происходило в стране, он выступает образцом стабильности и уверенности в завтрашнем дне. ИФЗ был и продолжает оставаться заводом искусства фарфора благодаря сохранению вековых традиций создания русского художественного фарфора, исполнительскому мастерству, неиссякаемому потенциалу творческого коллектива. Мы модернизируем производство, развиваем сеть фирменной и партнерской торговли, поддерживаем творческие идеи наших художников и скульпторов, привлекаем к сотрудничеству сторонних авторов, проводим выставки, презентации, расширяем ассортимент.
В каждом историческом периоде завод отвечал требованию времени и блестяще выполнял поставленные перед ним задачи. Лучшие художники, скульпторы и архитекторы создавали произведения, ставшие украшением великолепных дворцовых интерьеров Северной Пальмиры, отражали в агитационном фарфоре лозунги Октябрьской революции, воплощали смелые идеи русского авангарда. В советские годы на заводе был создан новый стиль массового фарфора.

Уникальная технологическая база и собственный штат художников и живописцев позволяют предприятию выпускать изделия из трех видов фарфора – твердого, костяного и мягкого, используя при этом несколько техник декорирования.
На Императорском фарфоровом заводе производят не просто утилитарные вещи, но создают стиль жизни. Прекрасные реплики императорского фарфора, которые придают неповторимый облик изысканному интерьеру и пользуются успехом у людей со вкусом, сочетаются с изделиями в стиле арт-нуво и классикой ИФЗ.

Крайне интересным направлением для предприятия является реализация проектов, посвященных истории и культуре народов России и зарубежья, самобытным традициям, литературным, археологическим и архитектурным памятникам, создание нового формата этнокультурного диалога, в котором органично переплетается прошлое и современность. Все это может быть отражено и воплощено в фарфоре – на чайных и кофейных парах, сервизах, скульптуре, декоративных тарелках и блюдах, подарочных комплектах, вазах и даже монументальных произведениях для оформления интерьера.
Императорский фарфоровый завод имеет уникальный опыт в этой области. C 1907 по 1917 годы в скульптурной мастерской предприятия по распоряжению Николая II велась работа над амбициозным проектом – самой большой серией скульптур «Народности России», которая не имеет аналогов в мировой фарфоровой практике. Это воплощенная в фарфоре повесть о главном богатстве России – культуре населяющих ее народов. Из предварительного списка, который насчитывал 400 мужских и женских фигур различных национальностей, проживавших в России, было выполнено 146, «принимая во внимание, что некоторые народности имеют общую одежду и незначительно отличаются по типу, а для других представляются серьёзные затруднения для отыскания образцов одежды в настоящее время».

Образцами для художников служили экспонаты и манекены Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого и этнографического отдела Русского музея императора Александра III. За точностью воспроизведения следил доктор филологии В.В. Радлов. Автором большинства моделей был скульптор П.П. Каменский. С 1907 по 1915 год он создал около 150 моделей. К 1915 году почти все модели были исполнены в материале, после 1917 года они повторялись для продажи и дипломатических подарков. В настоящее время коллекция представлена в отделе Государственного Эрмитажа «Музей Императорского фарфорового завода».

С 2007 года на ИФЗ началось воссоздание легендарной серии. Это сложный технологический процесс, в котором задействованы лучшие художники и скульпторы ИФЗ, специалисты в области 3D-моделирования. Декор костюмов копируется непосредственно с музейных оригиналов в цехе высокохудожественной росписи.

Кроме этого, помимо возрождения коллекции по моделям П.П. Каменского, художники и скульпторы Императорского фарфорового завода ведут работу над продолжением серии, создавая в фарфоре новые образы народов, населяющих Россию.

В 2012 году был открыт проект «Народности. Коллекция XXI». Первыми скульптурами возрождённой серии стали фигуры народностей Ямало-Ненецкого автономного округа — ненцев, селькупов и хантов, при этом, коллекция была дополнена фарфоровыми скульптурами не только взрослых, но и детей. Продолжая лучшие традиции начала XX века, скульптор Анатолий Данилов разработал новые художественные образы, консультируясь со специалистами по этнографии. В настоящий момент созданы скульптуры казанского татарина и татарки в костюмах зажиточных горожан середины XIX века. Основой для создания скульптур послужили этнографические экспонаты, представленные в Национальном музее Республики Татарстан (Казань), наиболее полно освещающие данный период.

Мы предлагаем свои услуги и опыт АО «ИФЗ» в продолжении социокультурного проекта и создания новых скульптур в традиционных национальных костюмах. Подобные высокохудожественные произведения могут украсить собрания музеев мира и частные коллекции.
Кроме того, интересны и не столь амбициозные и дорогостоящие проекты, но и выпуск доступной всем продукции. Ведь большой тираж гарантирует, что все желающие смогут приобрести себе чайные пары, предметы для украшения интерьера, сервизы и т.д. с национальной тематикой. Любое такое изделие, созданное на ИФЗ, может стать фамильной реликвией, которую принято передавать по наследству, но главное, что оно навсегда сохранит тепло рук мастеров, которые вложили душу в каждое уникальное фарфоровое произведение.

«Современный фарфор свидетельствует о том, что художественное творчество существует для радости, для любования», — констатировал искусствовед Эрих Голлербах еще в 1923 году. Артистичный, эмоционально образный, с вековыми традициями уникального мастерства, художественный фарфор Императорского фарфорового завода и сегодня продолжает оставаться первым фарфором России.

«Стиль – это человек», – полагал мастер парадоксов Оскар Уайльд. Это широкое понятие, включающее в себя особое эстетическое восприятие жизни, материализовано в произведениях искусства, исполненных на ИФЗ. На протяжении почти трёх веков здесь создается и хранится воплощенная в фарфоре история и культура России и её многонационального народа.

Директор московской галереи АО «ИФЗ»
кандидат искусствоведения
Михаил Тренихин

Императорский фарфор. Национальные традиции
Императорский фарфор. Национальные традиции
Императорский фарфор. Национальные традиции
Императорский фарфор. Национальные традиции
Императорский фарфор. Национальные традиции
Императорский фарфор. Национальные традиции
Императорский фарфор. Национальные традиции
Императорский фарфор. Национальные традиции
Императорский фарфор. Национальные традиции

Информация к новости

Комментарии


Мы в соцсетях