Императорский фарфор. Национальные традиции
«Тонкий, как бумага, белый, как королевский камень нефрит, блестящий, словно зеркало и звонкий как цимбалы» – все это о фарфоре. В старину фарфоровые изделия стоили дороже золота и были доступны лишь самым богатым и влиятельным людям – правителям и их приближенным. Их бережно хранили, выставляя для показа как символ богатства, необычайной роскоши и хорошего вкуса. Знатные дамы при королевских дворах носили осколки фарфора на золотых цепочках как медальоны. С момента появления в Европе, а затем и в России фарфор всегда был ценной наградой и памятным знаком. Первые люди государства обменивались роскошными подарками из порцелана, вкладывая в такие подношения особый политический смысл, жаловали фарфором своих фаворитов, дарили его посланникам иностранных государств, чтобы наладить дипломатические отношения или уладить межгосударственные конфликты.
Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) в Санкт-Петербурге был основан в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной, как она писала в своем указе – «для славы Всероссийской». Мануфактура находилась в непосредственном ведении кабинета Его Величества, и раз в год все новые вещи представлялись «на высочайшее благовоззрение». Старшему поколению завод и его продукция знакомы по аббревиатуре ЛФЗ, многим – по знаменитому сервизу «Кобальтовая сетка».
ИФЗ – явление уникальное. Уже 271 год его история органично связана с историей России, а его продукция – художественный фарфор – своими лучшими образцами представлена в собраниях крупнейших музеев мира: Государственного Эрмитажа, Русского музея, ГМЗ «Царицыно», Victoria and Albert Museum, The Metropolitan Museum of Art и в частных коллекциях. Он является первым фарфоровым производством России и третьим в Европе, одним из самых известных мировых производителей высококачественных фарфоровых изделий, представляющих художественную ценность, и единственным предприятием страны, которое выпускает изделия из тонкостенного костяного фарфора.
Сегодня в ассортименте Императорского фарфорового завода более 4000 тысяч наименований изделий по форме и росписи. Завод выпускает продукцию в широком диапазоне: сервизы и памятные сувениры, вазы, жанровую и анималистическую скульптуру, декоративные блюда и пласты для оформления самого изысканного интерьера, выполняет правительственные заказы и спецзаказы государственных структур, крупных корпораций и банков, изготавливает призы для крупнейших соревнований и фестивалей. В произведениях завода нашли отражение все высокие стили в искусстве – от раннего классицизма – до модерна.
За свою многовековую историю ИФЗ накопил богатый опыт в производстве фарфора для самых взыскательных покупателей и, обладая уникальной школой фарфорового мастерства, по праву считается экспертом в области производства фарфора самого высокого качества. Интерес мировой общественности и средств массовой информации к сегодняшнему дню предприятия – это красноречивое признание его уникальности, неповторимости его фарфоровых шедевров, профессионализма художников, мастеров и всех, кто трудится на мануфактуре.
Уже почти три столетия Императорский фарфоровый завод заслуженно занимает лидирующее место среди предприятий фарфоровой отрасли. Что бы ни происходило в стране, он выступает образцом стабильности и уверенности в завтрашнем дне. ИФЗ был и продолжает оставаться заводом искусства фарфора благодаря сохранению вековых традиций создания русского художественного фарфора, исполнительскому мастерству, неиссякаемому потенциалу творческого коллектива. Мы модернизируем производство, развиваем сеть фирменной и партнерской торговли, поддерживаем творческие идеи наших художников и скульпторов, привлекаем к сотрудничеству сторонних авторов, проводим выставки, презентации, расширяем ассортимент.
В каждом историческом периоде завод отвечал требованию времени и блестяще выполнял поставленные перед ним задачи. Лучшие художники, скульпторы и архитекторы создавали произведения, ставшие украшением великолепных дворцовых интерьеров Северной Пальмиры, отражали в агитационном фарфоре лозунги Октябрьской революции, воплощали смелые идеи русского авангарда. В советские годы на заводе был создан новый стиль массового фарфора.
Уникальная технологическая база и собственный штат художников и живописцев позволяют предприятию выпускать изделия из трех видов фарфора – твердого, костяного и мягкого, используя при этом несколько техник декорирования.
На Императорском фарфоровом заводе производят не просто утилитарные вещи, но создают стиль жизни. Прекрасные реплики императорского фарфора, которые придают неповторимый облик изысканному интерьеру и пользуются успехом у людей со вкусом, сочетаются с изделиями в стиле арт-нуво и классикой ИФЗ.
Крайне интересным направлением для предприятия является реализация проектов, посвященных истории и культуре народов России и зарубежья, самобытным традициям, литературным, археологическим и архитектурным памятникам, создание нового формата этнокультурного диалога, в котором органично переплетается прошлое и современность. Все это может быть отражено и воплощено в фарфоре – на чайных и кофейных парах, сервизах, скульптуре, декоративных тарелках и блюдах, подарочных комплектах, вазах и даже монументальных произведениях для оформления интерьера.
Императорский фарфоровый завод имеет уникальный опыт в этой области. C 1907 по 1917 годы в скульптурной мастерской предприятия по распоряжению Николая II велась работа над амбициозным проектом – самой большой серией скульптур «Народности России», которая не имеет аналогов в мировой фарфоровой практике. Это воплощенная в фарфоре повесть о главном богатстве России – культуре населяющих ее народов. Из предварительного списка, который насчитывал 400 мужских и женских фигур различных национальностей, проживавших в России, было выполнено 146, «принимая во внимание, что некоторые народности имеют общую одежду и незначительно отличаются по типу, а для других представляются серьёзные затруднения для отыскания образцов одежды в настоящее время».
Образцами для художников служили экспонаты и манекены Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого и этнографического отдела Русского музея императора Александра III. За точностью воспроизведения следил доктор филологии В.В. Радлов. Автором большинства моделей был скульптор П.П. Каменский. С 1907 по 1915 год он создал около 150 моделей. К 1915 году почти все модели были исполнены в материале, после 1917 года они повторялись для продажи и дипломатических подарков. В настоящее время коллекция представлена в отделе Государственного Эрмитажа «Музей Императорского фарфорового завода».
С 2007 года на ИФЗ началось воссоздание легендарной серии. Это сложный технологический процесс, в котором задействованы лучшие художники и скульпторы ИФЗ, специалисты в области 3D-моделирования. Декор костюмов копируется непосредственно с музейных оригиналов в цехе высокохудожественной росписи.
Кроме этого, помимо возрождения коллекции по моделям П.П. Каменского, художники и скульпторы Императорского фарфорового завода ведут работу над продолжением серии, создавая в фарфоре новые образы народов, населяющих Россию.
В 2012 году был открыт проект «Народности. Коллекция XXI». Первыми скульптурами возрождённой серии стали фигуры народностей Ямало-Ненецкого автономного округа — ненцев, селькупов и хантов, при этом, коллекция была дополнена фарфоровыми скульптурами не только взрослых, но и детей. Продолжая лучшие традиции начала XX века, скульптор Анатолий Данилов разработал новые художественные образы, консультируясь со специалистами по этнографии. В настоящий момент созданы скульптуры казанского татарина и татарки в костюмах зажиточных горожан середины XIX века. Основой для создания скульптур послужили этнографические экспонаты, представленные в Национальном музее Республики Татарстан (Казань), наиболее полно освещающие данный период.
Мы предлагаем свои услуги и опыт АО «ИФЗ» в продолжении социокультурного проекта и создания новых скульптур в традиционных национальных костюмах. Подобные высокохудожественные произведения могут украсить собрания музеев мира и частные коллекции.
Кроме того, интересны и не столь амбициозные и дорогостоящие проекты, но и выпуск доступной всем продукции. Ведь большой тираж гарантирует, что все желающие смогут приобрести себе чайные пары, предметы для украшения интерьера, сервизы и т.д. с национальной тематикой. Любое такое изделие, созданное на ИФЗ, может стать фамильной реликвией, которую принято передавать по наследству, но главное, что оно навсегда сохранит тепло рук мастеров, которые вложили душу в каждое уникальное фарфоровое произведение.
«Современный фарфор свидетельствует о том, что художественное творчество существует для радости, для любования», — констатировал искусствовед Эрих Голлербах еще в 1923 году. Артистичный, эмоционально образный, с вековыми традициями уникального мастерства, художественный фарфор Императорского фарфорового завода и сегодня продолжает оставаться первым фарфором России.
«Стиль – это человек», – полагал мастер парадоксов Оскар Уайльд. Это широкое понятие, включающее в себя особое эстетическое восприятие жизни, материализовано в произведениях искусства, исполненных на ИФЗ. На протяжении почти трёх веков здесь создается и хранится воплощенная в фарфоре история и культура России и её многонационального народа.
Директор московской галереи АО «ИФЗ»
кандидат искусствоведения
Михаил Тренихин
Информация к новости
- Категория: Актуальная тема
- Дата: 18 фев 2016
Комментарии
Мы в соцсетях