Дагестан готовится к юбилею древнего города«Папа, папа, нам дом новый построили!» – кричит восторженно маленькая Айна и тащит ошеломленного отца за руку. Мой приятель не поймет, о чем толкует дочурка. Да, Дербент, конечно, демонстрирует небывалые результаты преобразования, но чтобы за полдня выстроить полутораэтажный каменный дом, попавший в поле зрения Айны! Ясность в дело вносит запыхавшаяся бабушка, еле угнавшаяся за пятилетней внучкой: дом все тот же, только выглядит как новый – пескоструем очистили.

Сегодня старый город обновляется на глазах. Я бываю в нем каждые выходные, но даже разницы в пять дней ему достаточно, чтобы произвести впечатление своими расширяющимися за счет непонятно откуда взявшегося пространства улицами, новыми парками и совершенно иначе выглядящими старыми зданиями. Он словно опровергает законы мирозданья. Но не перечит им, а просто подтверждает свое право на достойные именины древнего города, выполняющего важную миссию – южного рубежа необъятной страны.

Гордый и неподвластный времени и его коварным замыслам, он меняется буквально на глазах. У меня складывается ощущение, что город великодушно одобряет реконструкционную кампанию. Он позволяет сдувать с себя многовековую пыль, осевшую с полей бесчисленных сражений, благосклонно разрешает приводить в порядок свою воинственную вершину – цитадель Нарын-кала, снисходительно взирает с ее высоты на суету жителей города, которому Всевышним уготована участь быть седовласым свидетелем истории.

Город – достояние мира, мудрая, не до конца изученная книга памяти, любви и почитания прожитых веков, воинов, сложивших головы у подножия его цитадели. Книга добрых воспоминаний о рожденных в его каменной, но уютной и теплой утробе детей, о подвигах во славу родного города и страны. Он пережил тех, кто стал автором этой книги, и только Богу известно, сколько поколений еще предстоит воспитать ему при жизни. Он величествен и надежен. Молод и стар. Воинствен и миролюбив. Он весел и серьезен одновременно.

Город отвык от внимания, проявляемого к его персоне. Не в его правилах позволять бахвальству и напыщенному церемониалу разгуливать по его старым улочкам. Характерный облик современности, придаваемый его домам, его архитектурным творениям древних мастеров, асфальтовым артериям автомобильных дорог, продиктован необходимостью. Старые добрые традиции незыблемого града ставят перед ним ответственную задачу – встретить гостей так, чтобы им было комфортно в нем находиться, и он с ней достойно справляется.

Но никакие перемены, происходящие в нем за всю историю, не способны отнять у Дербента очарование и величие мудрого, наделенного безграничным жизненным опытом седовласого стройного старца, опирающегося на крепость своей богатой на события летописи. Мало кто в этом усомнится, но все же… Ему есть о чем поведать.

Ему есть чем похвастать перед гостями различных религиозных конфессий. Ведь именно на его принимающих новый, облагороженный облик магалах находится древнейшая в России мечеть. В самом центре возвышается построенная еще в 1614 году синагога, по соседству с которой расположена армянская церковь, строительство которой датируется 1860 годом. Ну а в самой главной его достопримечательности – цитадели Нарын-кала покоится крестово-купольное сооружение, построенное в IV веке, по мнению некоторых ученых, являющееся самым древним христианским храмом в России.

Сегодня, смотря на мой родной город - молодой в душе и древний по духу, я вспоминаю строки из гусарской баллады:

Я пережил и многое и многих,
И многому изведал цену я…


Но применительно к значимости города для всей России ярче всех охарактеризовал роль Дербента для огромного мощного государства мудрый Петр I: «Поставив ногу на землю Дербента, мы обрели крепкую основу России на волнах Каспия».

И по сей день южный рубеж выполняет функции, возложенные на него великим русским царем, является объектом пристального внимания мирового сообщества, что ничуть его не утомляет. В свой 2000-летний юбилей он вступает посвежевшим и помолодевшим.

На протяжении веков им пытались овладеть римляне и парфяне, империя Сасанидов и Византия, арабы и хазары, турки-сельджуки и Золотая Орда, сефевидские шахи и турецкие султаны. И лишь окончательно войдя в состав России в 1813 году, вояка-Дербент окончательно ушел на отдых... Он заслужил!

Нет сомнений, что через каких-то пару тысяч лет, благословив очередных реставраторов, он будет взирать на происходящее с безмолвием старца, наблюдающего за суетной суматохой своих правнуков. И если будет на то воля Всевышнего, он доживет до тех времен, когда история его войн и побед навсегда останется его славной историей.

Источник: Дагестанская правда

Информация к новости

Комментарии


Мы в соцсетях