Заместитель председателя Московского отделения Союза журналистов России, главный редактор журнала Persona, заместитель председателя Всероссийского конгресса этножурналистов "Культура мира" (ВКЭЖ) Лариса Шамикова в интервью журналу "ЭкоГрад" прокомментировала ситуацию, связанную с пожаром в библиотеке ИНИОН:

Лариса Шамикова: Это для всех нас большая национальная трагедия - Несколько дней в обществе и СМИ активно обсуждается трагедия, произошедшая с библиотекой ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук). Высказываются различные мнения о причинах пожара, масштабах ущерба, возможных отставках, дальнейшей судьбе института и библиотеки и т.д. Что Вы думаете о всей этой ситуации?

- Для нас, журналистов, как и для многих читающих и пишущих россиян, последствия пожара, случившегося в ИНИОН, конечно огромная трагедия.
Серьезно пострадала деятельность Фундаментальной научной библиотеки федерального значения, созданной в 1918 году, где в фондах хранятся редкие издания и книги XVI - начала XX веков. Так как еще с1920 года библиотека получает обязательные экземпляры самых разнообразных печатных изданий и информационных материалов по общественным и социальным наукам.

Фонды библиотеки насчитывают более 14 миллионов единиц хранения на древних и современных европейских и восточных языках, единственные в России собрания документов международных организаций: Лиги наций, ООН, МОТ, ЮНЕСКО. Там находилась одна из крупнейших в России коллекций книг на славянских языках, а также архив Института мировой литературы, хорошо подобранный фонд редких библиографических и справочных изданий, рукописей, монографий и диссертаций, ряд журналов представлен комплектами за сто и более лет. Это одно из тех мест, которое является предметом законной гордости для образованных россиян.

Сейчас озвучивается много версий, и одна из основных - преднамеренный поджог. Также имеются другие версии: короткое замыкание, неосторожное обращение с огнем или бытовыми приборами, взрыв петарды на крыше. Говорят и о том, что кому-то была нужна земля, занимаемая ИНИОН, и таким образом попытались решить проблему. Мне трудно поверить, что известный во всем мире научно-исследовательский центр, имеющий огромное гуманитарное значение не только для нашей страны, ценнейшее собрание архивных материалов и редких книг, могли поджечь исключительно в рейдерских целях. Хотя и эту версию исключать полностью нельзя.

О том, что в настоящее время многие российские научно-исследовательские институты находятся в крайне тяжелом финансовом положении пишут часто, но только в специализированных СМИ, которые мало кто знает. Когда проводилась реформа РАН, стали чаще звучать призывы покончить с бедственным положением академических научно-исследовательских институтов. Но тогда, в первую очередь, речь шла об организациях, занимающихся естественными или техническими науками, о гуманитарных научных заведениях почти не говорили. А проблемы в этих областях копились годами. И не решались.

Конечно, около 50 тысяч москвичей, научных работников и журналистов, преподавателей и студентов, имеющих читательские билеты в эту библиотеку , знают о бесценных фондах и информационных возможностях ИНИОН. Здесь работают первоклассные специалисты, являющиеся цветом исторических, социологических и общественных наук, многие из них входят в состав мирового экспертного сообщества. Директор ИНИОН, академик РАН Юрий Сергеевич Пивоваров - известный ученый, историк и политолог, придерживается либеральных взглядов, часто выступает в телевизионных программах, принимает участие в обсуждении вопросов по истории межнациональных отношений, ситуации на Украине и Юго-Востоку этой страны.

ИНИОН издавал около десятка аналитических, реферативных и научных журналов. Когда возобновится выпуск этих изданиий? Теперь непонятно.

Как будет складываться ситуация с рабочими местами? Известно, что пожар начался не в книгохранилище, а на третьем этаже, где сильно пострадали офисные помещения, оборудование, компьютеры с рабочими материалами. Что касается самого книгохранилища, то озвучивается, что безвозвратно пострадало около15 % книжных фондов. Но мы не знаем о каком именно секторе хранения идет речь. Нельзя забывать, что в библиотеке собраны редчайшие издания, например, архив и библиотека Катковского лицея, которые практически не восполнимы...

Потеря даже одного процента столь уникального собрания может быть гораздо трагичнее, чем утрата большого количества калькированных или технических материалов. Из интервью Юрия Пивоварова я узнала, что часть утерянного можно будет восстановить из архива других библиотек, а что-то, к счастью, уже оцифровано, но это только десять процентов фондов. В 20-30 годы, после войны здесь работали многие замечательные ученые, архивисты и библиофилы, приобретались и собирались редкие издания книг и журналов, рукописные записи и исследования, посвященные русской словесности, литературоведению и истории страны. И если бесценные эти издания сгорели или залиты при тушении огня, то для меня, как человека, трепетно относящегося к наследию и развитию гуманитарных наук, истории культуры и искусства, для всех нас, гибель книг- большая национальная трагедия.

Беседовал Вагиф АДЫГЕЗАЛОВ

Источник: ЭкоГрад

Информация к новости

Комментарии


Мы в соцсетях